Удача ирландца \ The Luck of the Irish (1948) – реж. Генри Костер

Снова встречаюсь с режиссером Генри Костером и снова маленькая жемчужина. Влюблена в этого режиссера после его «Жены епископа» и «Моей кузина Рэйчел». Удивительно, как много общего в двух его картинах — «Удача ирландца» и «Жена епископа». В обеих поднимается вопрос, что важнее: богатство, слава, карьера или тихое человеческое счастье и работа, когда не нужно поступаться своими принципами. Человек часто слеп и не видит, что своими поступками приближает крах своей личности, своей сути, своей человечности, наконец. И для того, чтобы его как-то направить, требуется вмешательство внешней силы. В «Жене епископа» это ангел в образе Кэри Гранта. В «Удаче ирландца» это леприкон, волшебник изумительного ирландского фольклора.

Когда смотрела «Удачу ирландца», на ум пришел также фильм Фрэнка Капры «Эта замечательная жизнь«, снятого двумя годами ранее.

В центре истории жизнь очень занятого человека Стивена Фицджеральда, журналиста по профессии. Мы узнаем, что он не просто просиживал штаны в редакциях Большого Яблока, а побывал в горячих местах. Узнаем, что он принципиальный, прямой и честный, что редкостно в этой среде. Но в тот поворотный день в его жизни он принял решение ехать в Нью-Йорк, чтобы понять, надо ли ему принимать лестное предложение от владельца газеты Дэвида Огура (Ли Дж. Кобб), который включился в свою избирательную кампанию в сенат. Предложение очень заманчиво не только с финансовой точки зрения, но и карьерной, возможно, стать во главе газеты. У мистера Огура есть дочь, симпатичная Фрэнсис (Джейн Медоуз), и, похоже, у них были какие-то отношения в прошлом. И она дополнительный бонус к предложению хозяина газеты.

Во время поездки с другом и коллегой по родной Ирландии его машина проваливается в речку, и Стивен идет пешком к ближайшей деревушке, чтоб получить подмогу. Он идет через лес и не замечает, как сказочно поменялся ландшафт. У озера с водопадом он встречает старичка, который стучит молоточком по башмаку.

В лесу, вдали от всех, чинит обувку. В странном многозначительном обмене репликами Стивен получает адрес, куда обратиться. Через секунду старичок словно испарился в воздухе. В трактире друзья получают хлеб и кров и задерживаются на несколько дней в ожидании приезда лодочника, переправляющего пассажиров на пароход в Шэннон, откуда можно самолетом добраться в Нью-Йорк. За дни пребывания в гостинице Стивен успел не только познакомиться и заинтересоваться красивой  девушкой Норой (Энн Бакстер), но и почти раскрыть тайну старичка с молоточком.

Как ирландец он прекрасно знал сказки о лепреконе — кто встретит его, может заполучить горшок с золотыми дублонами. Стивен, сомневаясь в таких историях, все же мчится за старичком по лесу. А тот, надо сказать, прыгучий, как заяц. Настигнув старика, Стивен требует награду, горшок с золотом. Нехотя тот откапывает горшок и отдает журналисту. Стивен проверяет дублоны и возвращает опешившему волшебнику горшок. Но ведь это не по правилам! По крайней мере, лепрекон с подобным в своей жизни не встречался. А уж желающих заполучить горшочек было в его длинной жизни полным-полно.

Из-за такого поразительно неожиданного поведения Стивена, лепрекон дает ему одну монетку, но именно монетка свяжет всех троих воедино — его, журналиста и Нору.

За годы суматошной работы в Америке Стивен практически забыл о своих ирландских корнях. Здесь же, сейчас, на него навалилось все то, что пряталось глубоко в сердце.

Нора и Стивен словно созданы друг для друга. Она такая настоящая, веселая, трепетная, добрая и всепонимающая. Только пока Стивен не в силах оценить подарков судьбы. Ведь большое видится на расстоянии.

Нью-Йорк все расставил по местам. Предложение получить власть и деньги сильно колеблет душу Стивена. Разве не к этому он стремился? Писать о том, что думаешь и в чем уверен, при этом не заботясь о хлебе насущном? В придачу красотка Фрэнсис.

Такая желанная (или это только импульс?), ровня ему по складу мышления и решительности. А нужно ли женщине обладать мужским складом ума? Наконец, хозяин газеты, чью избирательную кампанию должен вести и поддерживать Стивен. А что взамен? Полное подчинение и отказ от собственных мыслей и решений.

Разве не дьявольский обмен? Разве это нужно Стивену? Ответы на эти вопросы ему ненавязчиво подсказывает слуга, так удивительно похожий на старикашку с молотком из призрачного леса.

Звать его Горацио (Сесил Келлавей) и он, якобы, прислан агентством по трудоустройству. Да так ли это? Воришка молока, любитель выпить и вообще, устраивать всякие странности, которых раньше не было. А Нора? Как она оказалась в Нью-Йорке? Прилетела на ковре-самолете? И эта вечеринка в ирландском пабе со знаменитым бараньим рагу, разве не провокация, когда Стивен практически в шаге от женитьбы на женщине с практическим умом и хваткой бульдога?

Все это прямо вопиет о том, чтобы Стивен остановился и задумался. Плыть ли дальше по течению американской суматохи или, оставаясь самим собой, задержаться в сказочном лесу своей милой Ирландии.

P.S. Пару слов об актерах, которые мне стали дороги по предыдущим картинам.

Энн Бакстер, Нора, необыкновенно талантливая актриса. Она мастер лицедейства, недаром в ее фильмографии такие разные картины — «Все о Еве«, «На краю лезвия» (с Пауэром), «Синяя гардения«, Коломбо: Реквием для падающей звезды«.

Тайрон Пауэр — мой давний любимчик. С ним отсмотрено немало картин

Дом на площади

Капитан из Кастильи

Знак Зорро

Черная роза

Черный лебедь

Любовь это новости

На краю лезвия

Аллея кошмаров

Свидетель обвинения

История Бенджамина Блейка

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *