Снова встречаюсь с режиссером Генри Костером и снова маленькая жемчужина. Влюблена в этого режиссера после его «Жены епископа» и «Моей кузина Рэйчел». Удивительно, как много общего в двух его картинах — «Удача ирландца» и «Жена епископа». В обеих поднимается вопрос, что важнее: богатство, слава, карьера или тихое человеческое счастье и работа, когда не нужно поступаться своими принципами. Человек часто слеп и не видит, что своими поступками приближает крах своей личности, своей сути, своей человечности, наконец. И для того, чтобы его как-то направить, требуется вмешательство внешней силы. В «Жене епископа» это ангел в образе Кэри Гранта. В «Удаче ирландца» это леприкон, волшебник изумительного ирландского фольклора.
Когда смотрела «Удачу ирландца», на ум пришел также фильм Фрэнка Капры «Эта замечательная жизнь«, снятого двумя годами ранее.
В центре истории жизнь очень занятого человека Стивена Фицджеральда, журналиста по профессии. Мы узнаем, что он не просто просиживал штаны в редакциях Большого Яблока, а побывал в горячих местах. Узнаем, что он принципиальный, прямой и честный, что редкостно в этой среде. Но в тот поворотный день в его жизни он принял решение ехать в Нью-Йорк, чтобы понять, надо ли ему принимать лестное предложение от владельца газеты Дэвида Огура (Ли Дж. Кобб), который включился в свою избирательную кампанию в сенат. Предложение очень заманчиво не только с финансовой точки зрения, но и карьерной, возможно, стать во главе газеты. У мистера Огура есть дочь, симпатичная Фрэнсис (Джейн Медоуз), и, похоже, у них были какие-то отношения в прошлом. И она дополнительный бонус к предложению хозяина газеты.
Во время поездки с другом и коллегой по родной Ирландии его машина проваливается в речку, и Стивен идет пешком к ближайшей деревушке, чтоб получить подмогу. Он идет через лес и не замечает, как сказочно поменялся ландшафт. У озера с водопадом он встречает старичка, который стучит молоточком по башмаку.
В лесу, вдали от всех, чинит обувку. В странном многозначительном обмене репликами Стивен получает адрес, куда обратиться. Через секунду старичок словно испарился в воздухе. В трактире друзья получают хлеб и кров и задерживаются на несколько дней в ожидании приезда лодочника, переправляющего пассажиров на пароход в Шэннон, откуда можно самолетом добраться в Нью-Йорк. За дни пребывания в гостинице Стивен успел не только познакомиться и заинтересоваться красивой девушкой Норой (Энн Бакстер), но и почти раскрыть тайну старичка с молоточком.
Как ирландец он прекрасно знал сказки о лепреконе — кто встретит его, может заполучить горшок с золотыми дублонами. Стивен, сомневаясь в таких историях, все же мчится за старичком по лесу. А тот, надо сказать, прыгучий, как заяц. Настигнув старика, Стивен требует награду, горшок с золотом. Нехотя тот откапывает горшок и отдает журналисту. Стивен проверяет дублоны и возвращает опешившему волшебнику горшок. Но ведь это не по правилам! По крайней мере, лепрекон с подобным в своей жизни не встречался. А уж желающих заполучить горшочек было в его длинной жизни полным-полно.
Из-за такого поразительно неожиданного поведения Стивена, лепрекон дает ему одну монетку, но именно монетка свяжет всех троих воедино — его, журналиста и Нору.
За годы суматошной работы в Америке Стивен практически забыл о своих ирландских корнях. Здесь же, сейчас, на него навалилось все то, что пряталось глубоко в сердце.
Нора и Стивен словно созданы друг для друга. Она такая настоящая, веселая, трепетная, добрая и всепонимающая. Только пока Стивен не в силах оценить подарков судьбы. Ведь большое видится на расстоянии.
Нью-Йорк все расставил по местам. Предложение получить власть и деньги сильно колеблет душу Стивена. Разве не к этому он стремился? Писать о том, что думаешь и в чем уверен, при этом не заботясь о хлебе насущном? В придачу красотка Фрэнсис.
Такая желанная (или это только импульс?), ровня ему по складу мышления и решительности. А нужно ли женщине обладать мужским складом ума? Наконец, хозяин газеты, чью избирательную кампанию должен вести и поддерживать Стивен. А что взамен? Полное подчинение и отказ от собственных мыслей и решений.
Разве не дьявольский обмен? Разве это нужно Стивену? Ответы на эти вопросы ему ненавязчиво подсказывает слуга, так удивительно похожий на старикашку с молотком из призрачного леса.
Звать его Горацио (Сесил Келлавей) и он, якобы, прислан агентством по трудоустройству. Да так ли это? Воришка молока, любитель выпить и вообще, устраивать всякие странности, которых раньше не было. А Нора? Как она оказалась в Нью-Йорке? Прилетела на ковре-самолете? И эта вечеринка в ирландском пабе со знаменитым бараньим рагу, разве не провокация, когда Стивен практически в шаге от женитьбы на женщине с практическим умом и хваткой бульдога?
Все это прямо вопиет о том, чтобы Стивен остановился и задумался. Плыть ли дальше по течению американской суматохи или, оставаясь самим собой, задержаться в сказочном лесу своей милой Ирландии.
P.S. Пару слов об актерах, которые мне стали дороги по предыдущим картинам.
Энн Бакстер, Нора, необыкновенно талантливая актриса. Она мастер лицедейства, недаром в ее фильмографии такие разные картины — «Все о Еве«, «На краю лезвия» (с Пауэром), «Синяя гардения«, Коломбо: Реквием для падающей звезды«.
Тайрон Пауэр — мой давний любимчик. С ним отсмотрено немало картин —