Это долгая картина – почти два с половиной часа, но выдержав, вы получите огромное удовольствие. Теперь я понимаю, как такая серьёзная тема, связанная с поиском и обретением себя, может быть воплощена на экране. Сам Сомерсет Моэм (в основе одноимённый роман писателя) ведёт рассказ о человеке, идущем против течения, вопреки требованиям своего класса и находит своё счастье. Не там, где находит его большинство, в офисе, на бирже, в продаже ценных бумаг, извлечении бесконечной прибыли и беге за умножением богатства. Да и счастливы ли эти люди?
Главная удача режиссёра драмы «На краю лезвия» — Тайрон Пауэр в роли Лэрри Даррела. Его взгляд, устремлённый внутрь себя, самая достоверная часть образа. Такой человек точно находится в поиске, а не просто заученно таращит глаза в попытке убедить.
Как часто он находится на самом краю лезвия и вот-вот сдастся, предаст себя и вернётся в тот водоворот, куда тянет его возлюбленная. Но наперекор даже самому сильному инстинкту, зову плоти, он не идёт проторённой дорожкой – только тяжёлый и опасный путь. И всё так логично, последовательно. Верю герою, что другого пути для него нет. Об этом он сказал Изабель на гламурной вечеринке, устроенной её дядей Эллиотом (Клифтон Уэбб), циничным снобом и прожигателем жизни. Лэрри помолвлен с Изабель и говорит ей начистоту, что не станет просиживать в офисе.
Он рассказывает ей, что ему подарил жизнь однополчанин, прикрыв своим телом во время артобстрела. Не для того он получил второй шанс жить, чтобы бездарно его потратить, продавая ценные бумаги. Мне показалось, что Изабель его поняла, если решила отпустить любимого странствовать и готова ждать его возвращения. Увы, показалось.
Изабель приезжает с дядей в Париж в надежде уговорить Дарелла вернуться с ними в Америку.
Её патриотические речи об Америке вызывают у меня улыбку – это звучит так не к селу и не к городу, когда идёт выяснение личных отношений. Она, вдруг, в качестве железного аргумента: «А как же Америка? Народ Америки?» Боже мой, неужели это было возможно вплести в такой интимный разговор? Сомерсет Моэм меня разочаровал. Какая-то несусветная фальшь? Или махровый патриотизм? Звучит безумно.
И разочаровала меня Изабель. Её корёжит от нищеты, в которой живёт её любимый в самом бедном парижском квартале, работая в порту грузчиком и зарабатывая гроши. Но странное дело, выглядит он счастливым. И разве не для счастья создан человек? Но у неё свой рецепт счастья — материальное богатство.
На её уговоры он не поддаётся, тогда она пытается завлечь его в постель, чтобы потом привязать условностью – спасением её репутации. К счастью, ей хватило ума не довести этот женский трюк до конца. Помолвка расторгнута. Изабель выходит замуж за друга детства и, как удачно, владельца ювелирной фирмы Грея (Джон Пейн).
Она рожает ему двоих детей и пытается жить без Лэрри, который все эти годы бродит по земле и, в конце концов, находит пристанище в Индии.
Пребывание там даёт ему путеводную нить, с которой он возвращается в Париж, где происходит встреча всех персонажей истории и даже тех, кого не планировалось встретить, Софи, подругу детских лет Грея, Лэрри и Изабель. После смерти мужа и дочери Софи живёт в Париже, работая проституткой. Это спившаяся женщина, потерявшая остатки достоинства. Как по-разному реагируют на её появление у столика друзья-приятели. Сомерсет Моэм и Грей – с жалостью и сочувствием, Ларри – с прежней симпатией и уважением, Изабель – с презрением.
Трансформация Софи действительно ужасна. За эту роль Энн Бакстер получила Оскар. (Я ещё буду писать об этой актрисе в рецензиях на фильмы «Всё о Еве» и, естественно, «Коломбо: Реквием для падающей звезды»).
Ларри не только отнёсся с уважением к подруге прежних лет, он решил спасти её своей любовью, женившись на ней. Не знаю, насколько это могло превратиться в реальность, но Изабель сделала всё, чтобы это не случилось. В сцене соблазнения Софи перцовой водкой Изабель омерзительна. Рассеялись остатки моей к ней расположенности – эгоистка, жестокая и злая.
Отношения Изобель и Лэрри на протяжении большого периода между двумя мировыми войнами почему-то напомнили мне роман «Унесённые ветром», вызвав ассоциацию с отношениями Скарлетт и Ретта Батлера. Неожиданно даже для меня самой. Скарлетт – пустоголовая и ни в какое сравнение не идёт с Изабель. И всё же, есть что-то одинаковое в их поступках собственниц.
В финале всем воздано по делам их – все получили, о чём мечталось. Но больше всего я рада за Лэрри Даррела. Он идёт своей дорогой, и ничто его оттуда не свернёт. С таким человеком жить и просто, и сложно. Как привыкнуть к его всепоглощающей доброте и доверию? Ну, почему он не вырвал стакан из рук Софи, не вытащил её из-за стола и не задал ей трёпку? Да, это моя обывательская возможная реакция на событие. Но не его, прошедшего такой долгий путь к себе. И это поразительно. Поразительно то, что фильм, начавшийся так тривиально, перевернул всю меня, заставив постоянно думать и сравнивать.
Немножко об актёрах. Это моя третья картина с Джин Тирни после «Призрака и миссис Мьюр». А в «Лоре» они играют вместе с Клифтоном Уэббом («Три монеты в фонтане«).
С Джоном Пейном я встречалась в «Серенаде Солнечной долины» и «Коломбо: Забытая леди», о которых обязательно напишу.
И, наконец, замечательный Тайрон Пауэр, которого я открыла в невероятной по воздействию картине Билли Уайлдера «Свидетель обвинения«, где он в окружении блистательного ансамбля Марлен Дитрих и Чарльза Лоутона. Затем страшная драма в стиле нуар «Аллея кошмаров» того же режиссёра Эдмунда Гулдинга, что снял и «Остриё бритвы».