Как полезно иногда вернуться к некоторым американским фильмам, которые когда-то были настоящими хитами у зрителей. В начале 50-х Америка открывала для себя Европу, и фильмы-путешествия были очень востребованы. И если не можешь себе позволить такую дорогую поездку, то, сходив в кинотеатр, запросто окажешься в экзотической Италии и устроишь себе приключение всей жизни. Как в истории, которую рассказывает мелодрама «Три монеты в фонтане». Картине без малого 70 лет, и многие моменты кажутся смешными, а то и странными. Посудите сами – три девицы отправляются в Италию за женихами. Все они секретарши. А значит, не богатые по определению.
Одна из них, Фрэнсис (Дороти МакГуайр), самая старшая, уже пятнадцать лет живёт в Риме и перепечатывает рукописи когда-то известного американского писателя Джона Шедуэлла (Клифтон Уэбб) и тайно, все эти годы, в него влюблена.
Вторая девушка, Анита (Джин Питерс), в Италии почти год, но не нашла никого лучше, чем переводчик Джорджио (Россано Брацци) – вопреки негласному правилу американского агентства, где работает Анита, не вступать в отношения с итальянцами. Джорджио – незавидная партия, и это Анита понимает. Он из простой семьи, но мечтает о карьере юриста, подрабатывая переводчиком.
Когда босс Аниты узнаёт о связи девушки с Джорджио, он увольняет его.
Третья девушка, Мария (Мэгги МакНамара), только что сошла с самолёта, но она самая расторопная из всех, знает, чего хочет и готова горы свернуть ради своей цели. А цель у неё самая амбициозная, Дино (Луи Журдан), богатый принц, владелец семейного гнёздышка в виде замка.
Все главные персонажи представлены и разбрелись попарно, казалось бы, начинается интересная романтическая история каждой. Ошибаетесь. Как раз это не самое интересное в «Трёх монетах в фонтане». Самое интересное то, как Голливуд представил Италию. С первого кадра и до финала нет никаких сомнений, кто является боссами в этой стране.
Американцы живут в роскошных апартаментах, даже эти три пигалицы секретарши. Работать у американцев мечта каждого итальянца. Увольнение равносильно полному краху. Американцы вкушают итальянские блюда и вина, местное население с поклоном их обслуживает в ожидании чаевых. Пожилые итальянки убирают американские спальни. Итальянцы ездят на разбитых в хлам машинах, а секретарши раскатывают на крутых авто.
Девицы меняют туалеты со скоростью света, курят и говорят хриплыми голосами. Они по-мужски деловиты и без всяких сантиментов. Зачем им итальянские мужчины?
Разберём по порядку наши парочки. Одну сразу можно не брать во внимание – Фрэнсис и её писателя. Во-первых, это полный фейк и не знаю, на кого рассчитана их история.
Заявлено, что Фрэнсис пятнадцать лет в Италии и безответно влюблена в писателя. Узнав что она собралась возвращаться в Америку, он делает ей предложение, она принимает. Потом начинается его откат, глупый и претенциозный, с походом к врачу и смертельным диагнозом.
Но я со иронией воспринимаю историю их отношений, поскольку актёр Клифтон Уэбб известен своей ориентацией и вообще не может играть любовь к женщине. Все старания Фрэнсис пусты, если только он не оставит ей завещания по истечении срока, отпущенного ему медицинским светилом. Зато имеется к этим двоим вопрос политического характера. Где они были, с кем были и что делали в 1940 и далее годах? Ведь они как раз попали в Италию периода правления Муссолини, если живут там уже пятнадцать лет! Однако эти пустяки вовсе не волнуют режиссёра)
Вторая пара влюблённых, Анита и Джорджио. Что ждёт их после того, как отгремят свадебные колокола? Нищета. На дворе середина 50-х, тяжелейшее время в экономике Италии. И нам показали кусочек такой жизни, когда Анита пришла в комнатку, которую снимал Джорджио. Вряд ли американская красотка протянет больше месяца с любимым в шалаше. И месяц многовато. Даю неделю.
Интересный факт в биографии актрисы Джин Петерс – через несколько лет после премьеры картины «Три монеты в фонтане» она стала женой Говарда Хьюза, миллиардера. Просто изюминка в этой истории.
В роли Джорджио итальянец Россано Брацци («Свет на площади», «Уверенная улыбка»), актёр бешеной популярности в Голливуде. В картине ему почти сорок, а выглядит он и того старше, что для студента юридического факультета немножко слишком. Но уж коли американцам подавай только стереотипы, то и получите Брацци.
И третья пара, самая фантастическая – Дино и Мария. Вот ради того, чтобы налюбоваться французом Луи Журданом, моим давним любимчиком, играющим итальянского принца, можно пуститься в этот просмотр.
Журдан безукоризнен. Точен в своём образе, не вызывает никаких вопросов. Кроме главного – как странно, что он ищет женщину во всём похожую на себя – увлекаться неоимпрессионизмом, пить такое же вино, есть ту же еду и увлекаться игрой на пикколо. А как же перец в отношениях? Он становится жертвой хитрой Марии. Наблюдать за развитием их отношений не очень приятно — она врёт согласно тому досье, что скоропалительно на него завела, а он внемлет и тает. Эпизод знакомства с его матерью особенно напрягает. Мария знает, что после похода к матери путь к алтарю открыт. И вдруг признаётся ему во лжи, что очень странно. Держалась даже на приёме у матери, отчаянно ей врала. И какие перспективы у такой пары?
Вот и получается, кидай – не кидай монетку в фонтан Трэви, он не обязуется выполнять желания девушек и давать им долгую счастливую семейную многодетную итальянскую жизнь. Да и нужна ли им такая?
Но Рим безумно красив. И странен. Словно снимали весь фильм на рассвете, когда на улицах никого и ничего. Разве так бывало в Риме?
Справка: «Римские каникулы» снят в 1952 году. Предлагаю сравнить картины)