Жижи \ GiGi (1958)-режиссёр Винсент Миннелли

Обзор фильма Жижи

Фильм Жижи — это изумительная история, рассказанная режиссёром Винсентом Минелли (по мотивам романа Колетт), безукоризненным ансамблем актёров и незабываемой музыкой  Фредерика Лоу и навсегда останется в списке ваших любимых, и вы будете возвращаться к ней снова и снова. Как и я. Счёт идёт уже на третий десяток! Фильм сопровождается эпитетом самый- самый на протяжении уже почти пятьдесят лет. Он внесён в Национальный Реестр Фильмов под номером 35, то есть представляет собой культурную, историческую и эстетическую значимость для Америки. Он стал последним величайшим музыкальным фильмом, созданным на студии MGM. Его продюсером стал Артур Фрид.

Трейлер к фильму Жижи GiGi (1958):

И тут невольно задумываешься, чем же так дорог этот фильм Америке… Там не варят сталь, не прокладывают  железную дорогу через всю страну, не валят лес…А прямо наоборот, предаются полному безделью, меняя туалеты, вкушая блюда с невероятными названиями, попивая шампанское (французское, конечно!!!) и все мысли-помыслы героев связаны только с любовью.  Но почему-то после просмотра этого фильма очень хочется жить, петь  и даже как-то не против того, чтобы проложить парочку рельсов.

gigi-1958-mss-024

Великий Морис Шевалье в роли стареющего бонвивана Оноре Лашаля начинает историю Жижи. Время -1900 год, место действия – Париж. Месье Лашаль в своём привычном состоянии – преследовании хорошеньких женщин. Здесь же мы впервые видим Жижи (Лесли Карон), девочку – подростка, длинноногую, в клетчатой школьной юбке и шляпе набекрень. Учебники брошены в траву. Девчонки играют в догонялки. Жижи живёт с бабушкой, которую все зовут Мамита и с матерью — мы ни разу не увидим её в кадре, настолько она неважна для развития сюжета. Бабушка, мадам Альварез, со своей сестрой Алисией воспитывают внучку и обучают кое-чему. Как любит повторять тетя Алисия:

«Плохие манеры разбили больше счастливых браков, чем супружеская неверность».

Алисия живёт в полной гармонии со своим прошлым, поэтому она совершенно не стареет, словно законсервировалась в счастливых воспоминаниях о своих поклонниках-любовниках, разных султанах, махараджах, принцах и князьях.

gigi

Алисия — куртизанка. Её задача обучить свою внучку Жижи всем приёмам, которые помогли сколотить приличное состояние, тем самым обеспечив безбедную старость. Жижи ходит к тётке на специальные уроки, воспринимая их как игру. Она не спрашивает напрямую, для чего все это, так как давно поняла, какую судьбу ей уготовили бабушки.

Алисия:

«Любовь-это произведение искусства. И, как любое произведение искусства, она создаётся художником.Чем больше художник, тем величественнее его произведение. А что делает художника художником?»

Жижи:

«Сигары и украшения?»

Такая конкретность повергает Алисию в отчаяние. Она тщетно пытается прикрыть поэтической романтикой жестокую реальность. По сути, она создаёт своими руками очередную проститутку для мужчин из высшего света и её задача подороже продать эту ершистую порывистую девочку. В дом мадам Альварес давно захаживает Гастон Лашаль (Луи Журдан), племянник Оноре Лашаля, «сахарный король», как называет его пресса.

Gigi Still #1

Жизнь скучающего молодого Лашаля находится под пристальным вниманием прессы. Все его подружки, бывшие и настоящие, давно стали героинями бесконечной мелодрамы на страницах модных журналов. И конечно, его похождения активно обсуждаются в доме Жижи. Гастона тянет в дом, где его принимают таким, какой он есть, где он может попить ромашкового чая, где он разрешает подтрунивать над собой, где он с удовольствием играет в карты, ставя на кон свой сахар, чему Жижи всегда противится: «Твой сахар плохого качества. Давай лучше играть на карамель, по крайней мере, ты к этому не имеешь отношения».

Здесь он с удовольствием демонстрирует свои новые костюмы, разрешая трогать материю. Здесь даже есть его собственное кресло, в котором всегда спит ленивый кот. Гастон не осознаёт до конца, как дороги ему эти люди. Его ум слишком занят глобальными проблемами и образом жизни, который ему навязан свыше. Придя в очередной раз к Мамите, он по привычке заглядывает на крошечную кухню и сразу суёт нос в кастрюльку на плите:

«Мамита! Как вкусно пахнет!»

«Это всего лишь свиное рагу, Гастон».

На что тот с тоской сообщает, что вынужден обедать в «Пре Каталан» и это опять, как всегда, «филе форели с мидиями, филе ягнёнка с трюфелями». Вечный крест богатого человека — делать то, что тебе не хочется. Последняя любовница Гастона, Лиан, наставила ему рога с тренером по катанию на коньках. Он публично дал ей отставку, она привычно приняла яду, не смертельно, чтобы попасть во все утренние газеты. Гастон стал принимать поздравления с его первым самоубийством. Дядя Оноре даже поинтересовался, есть ли новости от трупа.

Gigi1958c05Гастон пускается во все тяжкие, чтобы забыться, но смертная тоска опять гонит его в дом Мамиты, где он пьёт своё же шампанское и играет в карты с Жижи на поездку на морской курорт в Трувиль. Жижи, как всегда жульничая, выигрывает партию, и все трое отправляются на неделю в чудесное путешествие. Куда девался ленивый скучающий Гастон? Жижи не даёт ему ни минуты отдыха: они плавают и ныряют в море, катаются на ослах, играют в теннис. По приезде в Париж Гастон отменяет все запланированные встречи и внезапно уезжает в Монте-Карло. Высший свет в недоумении. И только тётка Алисия смекает, как использовать вдруг появившуюся пустоту в ближнем круге Гастона. Она с удвоенной силой принимается обучать Жижи. Срочно научить выбирать сигары.

«Но тётя, я не курю!»

«Конечно же ты не куришь. Но мужчины курят!»

И, наконец, самое приятное — выбор туалетов. Когда Гастон заходит в гости к Мамите, дверь ему открывает Жижи в роскошном платье по последней моде. Он в шоке. Он раздавлен. Он ничего не понимает. И вдруг кричит:

«Дурацкое платье с дурацким воротником! Куда делось твоё в клетку?».

И куда делась прежняя маленькая Жижи, которую он любил как свою сестрёнку? Это он не произносит вслух, но вопрос звучит у него в самом сердце, потому что он уверен, что потерял на этом свете последнее, чем дорожил. Пройдясь по парку, обдумав и передумав тысячу вещей, он вдруг осознал, что не потерял, а приобрёл. Что девочка превратилась в красивую женщину. И что же, опять всё сначала? Очередная любовница, очередное самоубийство и очередной выбор? Разве Жижи не особенная? Не лучшая из лучших? Не единственная? Бедный Гастон! Столько глаз устремлены на тебя.

35684660

В фильме звучат маленькие шедевры «Thank Heaven For Little Girls”, “ Say a Prayer For Me Tonight”, “I Am Glad I Am Not Young Anymore”.

С выбором актёров Миннелли определился не сразу. Если Морис Шевалье был свободен и готов приступить к съёмкам, то Дирк Богарт, которого прочили на роль Гастона, снимался в другом фильме и не мог нарушить контракт. Продюсер Артур Фрид вспомнил о Луи Журдане, из фильма «Три монетки в фонтане», продюсером которого он являлся. Все только выиграли от замены актёров. На роль Жижи вполне серьёзно предполагалась Одри Хёпберн, но при всей моей любви к этой выдающейся актрисе, я вижу только Лесли Карон в роли Жижи.  К счастью, так и случилось. А Одри сыграет несколько лет спустя Лизу Дулитл в «Моей прекрасной леди» с не меньшим успехом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *