Картина «Всё о Еве» это история на все времена, она так ярко рассказана и сыграна, что невозможно оторваться от экрана ни на минуту. Предательство, манипуляции и всё ради осуществления амбиций – любыми средствами достичь славы.
Мир театра показан с такого интимного ракурса, что, кажется, картина снята не 70 лет назад, а совсем недавно. Диалоги острые и злые. Слово значит много, ведь речь о театре. О кинематографе говорят вскользь, как о нелюбимом пасынке. Театр пока ещё остаётся вожделенной мечтой актёров, а награда имени Сары Сиддонс, британской актрисы викторианского времени, блестит ярче Оскара. Пока.
Ева Харрингтон (Энн Бакстер) рассчитала свои действия как блестящую шахматную партию. Несколько месяцев она караулила свою любимую актрису Марго Ченнинг (великолепная Бетт Дэвис) у театрального выхода. Её давно заприметила подруга Марго, Карен, и ввела девушку в самую сердцевину нью-йоркского театра.
Скромная, растерянная поклонница в одну секунду оказалась среди людей, о которых и мечтать не смела – режиссёр Билл Сэмпсон (Гэри Мерилл), драматург Ллойд (Хью Марлоу) и сама Марго Ченнинг. Ева, по просьбе всех присутствующих, рассказывает о себе. Это жалостливая история сиротки, одинокого, как перст, человека. Марго, которая, только что утверждала, что её не пронять историями каких-то там фанатов, вдруг сдаётся и берёт девушку с улицы к себе на работу. Билл, возлюбленный Марго, улетел в Голливуд на съёмки своего фильма, и, прощаясь, крикнул Еве: «Берегите её, присматривайте за ней». Так Ева стала присматривать за Марго.
В этом месте картина словно перетекает в другой жанр, триллер, настолько напрягается и сгущается атмосфера. Уже понятно, что Ева не самаритянка, а змея. Об этом говорит и костюмерша Марго (Тельма Риттер) – она сразу невзлюбила Еву – слишком та во всё вникает и проникает.
Точно, как змея. Она повсюду. И взгляд у неё уже далеко не робкий. Она всё про всех знает. Шаг за шагом освоила всю территорию и пора начинать захват.
Марго Ченнинг кажется самой уязвимой целью – она вступила в возрастной кризис, когда каждое слово, оброненное критиком, может вызвать коллапс. Но она большая актриса, великая, её опыт не сбросишь мановением руки. Это всё понимает Ева. Она выбирает окружение Марго и начинает обольщать режиссёра.
Как же меня удивил этот персонаж. Не думала, что он так отбреет Еву, когда та предложит ему себя. Я была уверена, что нет таких режиссёров в помине, да и кто в своём уме откажется от молодой плоти? Аргумент Билла – он берёт только тогда, когда сам желает, а не тогда, когда ему навязываются. И припечатал: «Я люблю Марго». Ничего не скажешь, цельная натура, не разменялся на старлеток, остался предан своей актрисе, с кем прошёл турбулентность прошлого. Следующая цель Евы – драматург Ллойд, талантливый, яркий, с будущим.
Только одно препятствие стоит преодолеть, его жену Карен. Ту, что познакомила Еву с Марго, режиссёром и собственным мужем. Карен (Селест Холм — встречу её в сериала «Коломбо») недооценила власть Евы над людьми и стала предательницей интересов Марго, самой близкой подруги. Лишь случайность не сделала их врагами. При помощи Карен Ева выходит на сцену в главной роли, в то время как Марго сидит запертая в машине.
Пресса восхваляет дебютантку на все лады. Когда Ева совсем близко подобралась к театральному Олимпу, она получает в союзники хитрого и беспринципного театрального критика Эддисона (Джордж Сэндерс). Он направляет карьеру своих юных любовниц в нужном направлении, умело подкладывая их под нужных людей. Одной из его последних достижений становится начинающая актриса мисс Кэссуэлл, которую играет Мэрилин Монро.
И эта линия очень интересна – ведь смотришь на неё сегодняшним глазом, когда вывернулся наизнанку весь Голливуд с его диванным кастингом.
Критик Эддисон – дьявол во плоти, он признал в Еве родственную душонку, которая за славу никого не пощадит.
Эддисон предложил себя в союзники и получил резкий отказ, к чему продуктивно подготовился – провёл капитальную исследовательскую работу и вызнал всю подноготную Евы Харрингтон. Этими фактами он и пригвоздил Еву, показав, кто будет доминировать в их творческом союзе. Подлая до мозга костей Ева, столкнулась с ещё более изощрённым подлецом.
Фильм начинается и заканчивается моментом вручения премии за достижения в театре. Получив эту награду, Ева произносит трогательную речь, где тепло благодарит всех, без кого невозможен был бы её успех. Как двусмысленно звучит её благодарность! С каким пониманием принимают этот панегирик люди, по чьим головам она прошлась!
Они знают, что Ева провела всех до одного, достигла своей мечты и пойдёт ещё дальше. И снова по чьим-то головам. Но к чему она точно не готова, так это к встрече с ещё более циничной девушкой, чем она. Ева совсем потеряла бдительность, а ведь ей уже уготована замена.
P.S. Так как смотрела фильм в профессиональном советском дубляже, то с огромным удовольствием узнала, что Марго Ченнинг дублировала изумительная русская актриса Валентина Караваева (фильм «Машенька»). После автокатастрофы её лицо было обезображено, и она перешла на работу за кадром, в дублирование.
Читайте рецензии на фильмы Джозефа Лео Манкевича:
Очень интересно про Валентину Караваеву!
Когда я впервые посмотрела фильм «Машенька», я была сражена искренностью и неподдельностью этой актрисы — такой свежий ветер, что-то очень чистое. Но её биография просто меня взбудоражила — это драма, сюжет для фильма.