Не знаю, как вы, но я просто обожаю рассказы американского писателя О. Генри. В них столько теплоты и сочувствия маленькому человеку, что наворачиваются слёзы. В них присутствует атмосфера, истории интригуют и всегда заканчиваются к полному удовольствию читателя.
Можно утверждать, что писатель знал насквозь вкусы читателя и представлял, кто листает страницы его рассказов. А как же дело обстоит в кино? В американский фильм «Вождь краснокожих и другие» вошли пять новелл, их поставили пять знаменитых режиссёров. Сам Джон Стейнбек («К востоку от рая», «Гроздья гнева», «О мышах и людях») исполнил роль автора, представляя каждую новеллу с небольшим предисловием.
А теперь по порядку…
- Фараон и хорал — реж. Генри Костер («Моя кузина Рэйчел»)
Бродяга Соупи (Чарльз Лоутон) приспособился к жизни в большом городе – в тёплое время года он отлично засыпает на лавках в парке, а к зиме перебирается в тёплую тюремную камеру. Почему в тюрьму, а не под крышу благотворительной организации, например? Нет, говорит, Соупи собрату по бродяжному образу жизни – это не для него быть кому-нибудь чем-то обязанным. Далее Соупи показывает своему товарищу мастер класс по провокации фараонов. И как-то не удаётся бродяге заставить полицейских надеть на него наручники. Он даже пристаёт к девушке, которая с удовольствием отправилась бы с ним выпить кружечку пива. Девушку замечательно сыграла Мэрилин Монро. На вопрос полицейского, не обидел ли её бродяга, она распахивает свои, полные слёз глаза и лепечет: «Он назвал меня леди».
Из всех пяти новелл эта, пожалуй, самая интересная, динамичная и смешная. Чарльз Лоутон играет своего бродягу проникновенно, в нём даже проскальзывает ещё один Чарльз, Чаплин.
2.Трубный глас – реж. Генри Хэтэуэй
Очень странная история о долге, совести и, я бы сказала, некотором фанатизме. Новелла снята с намёком на нуар-фильм, да и следователь Барни Вудс (Дейл Робертсон) в руках у которого оказывается улика с места преступления, это крутой сыщик, сошедший со страниц крутого детектива, но никак не из сборника рассказов О.Генри.
Барни точно знает, что преступник — Джонни Кернан (Ричард Уайдмарк), его давнишний знакомый. Когда-то тот оказал ему услугу, заплатив карточный долг, и, пока долг висит на нём, он не может арестовать Джонни. Это какой-то внутренний кодекс чести у героев истории, и они следуют ему неукоснительно. Теперь Барни нужно найти деньги, чтобы отдать долг. Это и есть главная интрига повествования. «Трубный глас» — название газеты, разыскивающей преступников за вознаграждение. Барни идёт на контакт с редактором, чтобы обеспечить себе вознаграждение. Всё подано как-то особенно скучно скучно и серо. В результате — ни нуара, ни О.Генри.
- Последний лист – реж. Жан Негулеско
Это одна из самых известных новелл О.Генри. Режиссёр Жан Негулеско пригласил на роль одной из героинь актрису Джин Питерс из своей картины «Три монеты в фонтане». Две девушки снимают комнату, одна из них художница, другая – актриса. У актрисы Сью (Энн Бакстер) личная драма – любовник бросил её ради другой. В отчаянии девушка бредёт по морозу и ветру и заболевает. Джоанна (Джин Питерс) ухаживает за ней, приглашает доктора, который выносит вердикт – больная должна хотеть выкарабкаться. Он бессилен. Этажом выше живёт старый художник Берман (Григорий Ратов), чьи картины не пользуются спросом. Либо он опередил своё время, либо бездарь. К нему бросается Джоанна в момент отчаяния, рассказывая, как листья на плюще за окном могут решить судьбу подруги. Берман нарисует свой шедевр. И эта история не вызвала у меня ни переживаний, ни душевного отклика. Всё рассказано холодно и отстранённо. И что же ожидать от меня, зрителя? Так нельзя обходиться с О.Генри.
- Вождь краснокожих – реж. Ховард Хоукс
Я была уверена, новелла под номером четыре полностью реабилитирует всю картину и расскажет эту знаменитую историю так, что искры из глаз посыпятся, ведь это их родной литературный источник. Но в памяти я держу всегда шедевр Леонида Гайдая с Георгием Вициным, Алексеем Смирновым, Георгием Милляром и удивительным мальчиком Серёжей Тихоновым в роли Джонни Дорсета. Вот он наш ангелочек, Джонни Дорсет!
В американском варианте отвращает всё, начиная с двух скучных Фрэда Аллена и Оскара Леванта в ролях незадачливых похитителей, и, заканчивая папашей Дорсетом и его сыночком, в котором нет и сотой доли характера нашего Джонни.
Особенно посмотрите на его стрижку — он словно только что с фотосессии на красной дорожке. Так, видимо, стригли в американской глубинке в начале века.
А папаша Дорсет, уткнувшийся в какой-то журнал с головой, ужасен.
И сравните его с нашим Кощеем Бессмертным, Бабой-Ягой, Георгием Францевичем Милляром!
В нашем фильме показаны все безумные приключения трио. В американской версии – только результат, всё остальное в пересказе. И это очень скучно. Все какие-то замороженные. В них начисто отсутствует азарт и авантюризм. Тоскливая новелла.
- Дары волхвов – реж. Генри Кинг
И, наконец, самая рождественская история. И она более-менее рассказана в духе О. Генри. Не очень довольна актрисой Джин Крейн в роли Деллы, она мне показалась какой-то вамп, слишком голливудской. А вот Фарли Грейнджер («Верёвка», «Незнакомцы в поезде«, Девушка в розовом платье«) очень хорош в роли Джима. История настолько всем известна, что не нуждается в пересказе. Она о том, на какие жертвы можно пойти ради любимого и особенно, если на подходе самый расточительный праздник – Рождество.
Моё заключение – все увиденные на экране истории слишком печальны и скучны, чтобы претендовать на достойную экранизацию великой классики. Я остаюсь преданной поклонницей фильма Гайдая «Деловые люди» и считаю, что он сумел ухватить нерв и настроение О.Генри и его герои очень живые, вызывают сочувствие и неподдельный интерес. В отличие от американского фильма «Вождь краснокожих и другие», которому не помогли ни пять известных режиссёров, ни писатель Стейнбек в качестве конферансье, ни весь голливудский арсенал. А надо-то было всего ничего — вложить любовь и душу. Но с этим, похоже, там дефицит.