«Моя кузина Рэйчел» это волнующая готическая драма, заряженная любовными страстями и мрачными тайнами. Не такая известная как «Ребекка», она, тем не менее, великолепна во всех отношениях — игре первоклассных актёров, музыке Франца Ваксмана (Бульвар Сансет), мрачной атмосфере, роскошных декорациях. Одна из моих любимых картин подобного жанра — ставлю её рядышком с «Газовым светом«.
Оливия Де Хэвилленд здесь особенно похожа на свою младшую сестру Джоан Фонтейн, соперницу до самых последних дней Джоан. Не поверите, но Оливия, которой 98 лет, до сих пор проживает во Франции!
Когда я вспоминаю Оливию, то сразу на ум приходит её Мелани в «Унесённых ветром», нежная, тонкая в чувствах, преданная. В изумительной романтической комедии «Свет на площади» она — чуткая мать травмированной дочери, о которой стоит только мечтать большинству детей (собираюсь написать о своём любимом фильме в скором времени). Её кузина Рэйчел это тайна, мистика, сомнения – всё то, что есть в романе Дафны. Не перестаю задаваться вопросом: «Она убийца или жертва обстоятельств?», настолько эти роли переплелись.
Фильму больше пятидесяти, но он не потерял ни сантиметра своей молодости, пусть декорации смотрятся тяжеловесно, пусть несколько театральны позы актёров, такие мелочи отступают на далёкий план, когда Ричард Бёртон (Бартон) и Оливия Де Хэвилленд начинают играть своих противоречивых героев. Мрак и величественность Корнуолла, где в каждом закоулке, кажется, гнездятся призраки, определяют незабываемый фон, на котором происходят трагические события.
Ричарду Бёртону всего 25 в его первой американской роли на чисто британской территории условностей и правил готического викторианского романа. Филип Эшли находится в раздираемых чувствах между кодексом джентльмена и безумством влюблённого.
Узнав, что его любимый брат Эмброуз женился в Италии на дальней родственнице, Филип буквально раздавлен ревностью к этой новоиспечённой невесте по имени Рэйчел. Эмброуз заменил Филипу не только отца, но и стал его настоящим другом и наставником. Когда приходит страшная новость о кончине Эмброуза, Филип верит всем сердцем, что это дело цепких лапок Рэйчел, жаждущей вцепиться в немалое наследство мужа.
Когда же «кошмарная» женщина приезжает в Корнуолл по формальному приглашению, Филип уже не так уверен в своих подозрениях и ненависти. Смена чувств по отношению к женщине великолепно читается в глазах Бёртона, изумительного мастера шекспировского театра.
Любовь Филипа вскоре переходит в наваждение, он теряет бдительность и полностью подпадает под чары своей кузины. Дело доходит до того, что он бросает свидетельство её вины в огонь, тем самым соглашаясь на любые условия, лишь бы она была рядом. Он осыпает её фамильными драгоценностями и ждёт не дождётся дня своего совершеннолетия, чтобы отдать ей всё до нитки.
Рэйчел двойственна в каждом поступке – там, где Филип видит проявление её любви к себе, она лишь чувствует благодарность. Проведённая вместе ночь для него венчание, для неё всего лишь уступка его преследованию. Он живёт в параллельном мире любовной фантазии и не замечает, что творится прямо у него перед носом. Ревность обострила его чувства только в одном направлении – любовного соперничества, в остальном, он полный слепец. Рядом с ним есть надёжные друзья, которые предупреждают его об опасности, но он воспринимает их советы как помехи на пути к своему счастью.
«Моя кузина Рэйчел» даёт великолепный психологический портрет влюблённого, потерявшего все ориентиры добра и зла и отдавшегося полностью своей безумной страсти. Где-то звучит слабый голос совести, требующий разобраться в смерти дорогого человека. Да и в самом себе надо бы разобраться. Но Филип превратился в безвольное существо, неспособное к сопротивлению, ставящее свою жизнь в полную зависимость от Рэйчел. И не знаю, случись всё по иному, захотела бы она иметь подле себя такого раба.
С другой стороны, не пройди он такой изматывающий период жизни, смог бы он заглянуть в себя так глубоко? Он плыл по течению, предначертанному благодатным существованием, где всё было расписано на сто лет вперёд, все чувства колыхались в заданной амплитуде с рождения. Вдруг полный коллапс. Спасибо, что он выбрался из него живой, или полуживой, но с обновлённым восприятием жизни, людей вокруг себя и, возможно, любопытством.
И это благодаря своей кузине Рэйчел.
P.S. О соперничестве между сёстрами, продолжавшимися до декабря 2013, когда ушла из жизни Джоан Фонтейн
Когда-то она сказала по этому поводу:
«Я первая вышла замуж, первая отхватила Оскар. И если умру первая, то она лопнет от злости, потому что я и тут её обошла!»
Узнав о смерти сестры, Оливия сделала заявление, в котором были слова о том, что она «в шоке и печали» от такой новости.
Джоан Фонтейн известна своими великолепными ролями в фильмах Ребекка, Подозрение, Джейн Эйр, Бухта пирата, Письмо незнакомки, Серенада.
Georgina, спасибо за потрясающий пост! Особенно люблю твои работы о старом кино. Я до слёз жалею о том, что не успеваю смотреть всё, рекомендованное тобой. В таком амплуа я Оливию де Хэвиленд ещё не видела. Да и Бёртона тоже.
Спасибо, Сашенька! Совсем тебя потеряла, даже подумала, что ты нас бросила…
В этом фильме очень хороши актёры. Ричард бесподобен (а где он плох?!). Оливию полюбила после восхитительной романтической комедии «Свет на площади» (Light in the Piazza) (1962), нигде не видела этого фильма на русском. У меня есть диск, заказывала на Амазоне. Как точно она играет свою героиню в драматических обстоятельствах (дочери 25, а она остаётся ребёнком после автомобильной аварии). После этого фильма я начала понимать фразу «в ней чувствуется класс». Кстати, американские фильмы 50-60 несли это понятие в массы, а сегодняшняя индустрия только разрушает все основы.
Наташа, как же я без вас! Я просто категорию решила защитить по терапии, отчёт писала около месяца, в пятницу отвезла его в область + дома всякие мелкие и не очень проблемы, так что только читать мой любимый сайт успевала.
И не смотрела ничего давно, только с семьёй на «Город героев» ходила, оченьхороший, кстати , мультик. Боюсь, что даже «Интерстеллар» пропущу( а ведь я поклонница Нолана).
Вот «Фрэнка» только начала смотреть сегодня.
Надеюсь, до «Хоббита-3» закончить этот псевдомедицинский кошмар.
Верю, что категорию получишь. Кому, как не тебе? Доктор с огромным спектром интересов это всегда полезно и пациенту.
Мне очень интересно твоё мнение по Фрэнку.
Я посмотрела старую версию, в ожидании ремейка. Удивительно, но фильм отлично смотрится и сейчас, я сразу забыла что нет цвета а декорации так вообще не замечала. Актеры великолепны, сюжет динамичный, захватывает и не отпускает до конца. Очень понравилось.
Жду ремейк, судя по трейлерам, будет вполне канонично, главное, чтобы актеры не подвели.
Кстати, если я ничего не перепутала, Рэйчел 35 лет, это звучало в фильме (в каком-то из постов Вы писали что нет точной цифры).
Нет, Таня, не перепутала. Вот здесь я спекулирую на тему её возраста https://yaokino.ru/moja-kuzina-rejchel-2
Очень рада, что тебе понравился фильм. А ты видела с Бёртоном «Укрощение строптивой» и «Кто боится Вирджинии Вулф?» ? Невероятный по таланту актёр. Просто ракета.
Я почти ничего из старых фильмов Голливуда не видела.
Непочатый край! Старое кино Голливуда божественно прекрасно.