Как часто случается в Голливуде, этот фильм является ремейком Британского «Газового света» 1940 года, который имел даже более высокую оценку критиков, нежели их родной, снятый в Голливуде. Копии Английского фильма «Газовый свет» пытались изъять и уничтожить (повсеместная практика!), чтобы он не мешал успеху фильма Кьюкора. Все права на пьесу, написанную Патриком Хамильтоном, принадлежали к тому времени киностудии MGM. В дальнейшем на этой же студии Альфред Хичкок снимет «Верёвку» ещё по одной пьесе Хамильтона.
Мне ближе экранизация Джорджа Кьюкора, так как в ней снялась Ингрид Бергман, одна из самых ярких звёзд 40-х, и за роль Полы она получила свой первый Оскар.
Титры фильма «Газовый свет» проходят на фоне мерцающего газового света. Лондон периода правления королевы Виктории. Туманная ночь. Под газовым фонарём стоит прохожий и читает в газете сообщение об убийстве известной примадонны Эллис Алквист. Далее идёт текст газетной статьи: «Убийца задушил оперную диву в её роскошном особняке на Торнтон Сквэр, 9. Вместе с ней в доме находилась её племянница, сирота, Пола. Убийца остаётся до сих пор на свободе». Мы видим как девочку, одетую в чёрное траурное платье увозят из особняка в Италию, туда, где плещется тёплое море, где чистое небо и яркое солнце. Туда, где ей, возможно, легче будет забыть весь ужас, который она испытала в туманном Лондоне и привыкнуть к страшной потере самого близкого человека, своей тёти.
Спустя десять лет, Пола превратилась в красивую, полную жизни, весёлую девушку.
Италия оказала на неё своё благоприятное действие и прошлое, кажется, уже не довлеет над ней. Она встретила пианиста не то из Франции, не то из Венгрии по имени Грегори (Чарльз Бойер), страстного мужчину. Ему за сорок, он нетерпелив, предлагает руку и сердце, и немедленную свадьбу.
Пола влюблена, но она хочет подумать ещё. Слишком мал срок, чтоб понять своё сердце – они знакомы всего две недели. Пола просит у него неделю отсрочки, чтобы провести её на озере, собраться с мыслями.
В купе поезда она сидит напротив своей соотечественницы, некоей мисс Твэтис. Старушка не умолкает ни на минуту и рассказывает историю, которая произошла в особняке рядом с её домом. Эту историю с ужасом слушает Пола. Кто, как не она, знает все подробности той ночи? В полуобморочном состоянии она собирается выйти на своей станции, где её и подхватывает Грегори. Как она благодарна ему за то, что он немедленно последовал за ней, не смог представить себе неделю жизни без неё. Пола счастлива. Он спасёт её от безумного прошлого. Прочь сомнения и раздумья.
Пара молодожёнов путешествует по Италии. Говоря о будущем, Грегори рассказывает о своём сокровенном желании обосноваться с любимой женой обязательно в Англии.
В это время камера следит за выражением лица Полы, на котором читаются все её страхи и сомнения. А муж продолжает расписывать их будущую совместную жизнь в одном из тихих особняков в Лондоне. Что поделаешь, но это его давнишняя глупая мечта. Пола готова осуществить его мечту, она, как ни странно, владеет таким особняком в центре Лондона, но из-за страшных событий, произошедших в том доме, она не была там почти десять лет и думала, что никогда не вернётся туда. Однако, встретив своего Грегори, она готова вернуться в дом, который преследует её в самых ужасных кошмарах все эти годы.
Пара водворяется на Торнтон Сквэр, и первой приходит засвидетельствовать своё почтение любопытнейшая из любопытнейших мисс Твэтис, та самая, которая была соседкой Полы в поезде. Грегори сразу не понравилась говорливая старушка, выразившая готовность навещать их как можно чаще.
Дом словно накинулся на Полу, время законсервировало для неё все звуки и запахи и, войдя в бывшую спальню тёти, она тотчас представила ту ночь, когда, разбуженная криками, ринулась вниз и нашла бездыханное тело Эллис на полу у камина. Она уверена, что совершила ошибку, вернувшись в прошлое, но Грегори утешает её, говоря, что вещи приносят воспоминания и, убрав всё на чердак, поменяв мебель и обновив обои, Пола сможет вместе с ним начать жить заново. Надо отгородиться на время от окружающего мира, соседей, приёмов, светских раутов, принадлежать друг другу, продлив их медовый месяц.
Немного успокоившись, Пола перебирает старые ноты на рояле. Открыв один из альбомов, она обнаруживает письмо, адресованное тёте, и начинает его читать:
«Умоляю вас ещё об одной встрече. Я последовал за вами в Лондон…», Пола не успевает прочитать фразу до конца, как Грегори яростно выхватывает письмо из её рук. Наступает неловкая сцена, которую трудно объяснить жене, но Грегори и тут находит нужные аргументы. К чему бередить раны, которые ещё свежи? Не лучше ли всё забыть? Эти вести из прошлого не улучшат самочувствия, омрачат существование. Пола неприятно поражена поведением Грегори, но она всё ещё верит ему и готова повиноваться.
В доме происходит много изменений. Хозяин нанимает на работу горничную, которая вызывает массу вопросов у Полы: девушка вульгарна, непочтительна с Полой. На протесты жены Грегори отвечает тем, что она сама предоставила ему всё решать самому, и, если она против, то пусть сама отвечает за всё хозяйство. Конечно же, Пола смиряется, она совсем не хотела обидеть своего мужа.
Тем более с её здоровьем не всё ладно. Она стала несколько рассеянной и несколько раз не смогла вспомнить, куда делась та или иная вещь. Грегори всё чаще и чаще смотрит на неё странным оценивающим взглядом, словно говорит: «Ты ничего не забыла?» Видно, что затворническая жизнь вдали от людей и света не идёт на пользу Поле. После долгого заточения они, наконец, выбираются в Тауэр посмотреть выставку королевской сокровищницы. Для Полы это настоящее событие, она не была на людях целую вечность. Сразу перед выходом заботливый Грегори дарит её великолепную брошь, предваряя подарок словами:
«Смотри, Пола, не потеряй эту брошь, она принадлежала моей матери, а ты в последнее время стала забывчива».
Он демонстративно укладывает брошь в сумочку Полы.
Осматривая драгоценные экспонаты, пола заглядывает в сумочку удостовериться, что её драгоценность на месте. Она перетряхивает содержимое сумочки несколько раз – бесполезно, вещь пропала. В ужасе она бросается к Грегори, поглощенному рассматриванием бесценных сокровищ, рассыпанных на столе за стеклом витрины. Его глаза горят безумным огнём, его губы произносят слова о каждом объекте, он знает о них всё:
«Бриллианты – удивительны. У них своя собственная жизнь».
Расстроенная Пола умоляет его вернуться домой. Она хочет найти её дома, где она наверняка лежит забытая на том самом зеркале, где она причёсывалась перед выходом на экскурсию. Грегори с подозрением поглядывает на жену. Он давным-давно догадался. Дома Пола рассказывает ему о пропаже, но он, как никогда благосклонен к ней. Поздно вечером, оставшись наедине с книгой и собственными мрачными мыслями, Пола обращает внимание на то, что газ, освещающий спальню, начинает мерцать и в комнате становится темнее. Это означает лишь то, что где-то кто-то включил дополнительный газовый рожок или лампу. Зная, что хозяин ушёл и в доме кроме неё лишь кухарка, которая давно ушла спать, Пола начинает прислушиваться к шумам и следить за освещением. Над головой раздаются шаги, подвески на люстре позвякивают, касаясь друг друга. Пола осознаёт, как страх сжимает грудь. Ужас вернулся.
С этой минуты каждый вечер история будет повторяться: приглушается свет, и кто-то начинает ходить. Неужели именно так люди сходят с ума? И никто не поможет удержаться на краю бездны? Почему любимый человек превратился в жестокого надзирателя? Почему ей нельзя видеть людей, гулять в парке, отвечать на письма? Неужели место её в Бедламе в смирительной рубашке и под наблюдением санитаров?
К счастью, у неё появляется ангел-хранитель, молодой человек из прошлой счастливой жизни. Когда-то давно она обронила перчатку на балу, и он хранил её все эти годы.
Брайан Кэмерон (Джозеф Коттен) не только сохранил к ней свои романтические чувства, но и стал внимательно присматриваться к её мужу, заинтересовавшись его ночными прогулками. В одно из таких отсутствий Грегори, он приходит в дом Полы, сильно рискуя. Но желание помочь женщине преодолевает опасность.
Фильм «Газовый свет» снят в жанре нуара с элементами готики. Напряжённая атмосфера, саспенс, чёрно-белая картинка, игра света и тени — всё это заставляет замирать в ожидании какого-то жуткого события. Актёры мастерски передают настроение своих персонажей, обмениваясь острыми диалогами, а в глазах, взятых крупным планом, читается не только тревога, но и надежда на счастье.