В этом десятке картины о старшей школе, о первой школьной любви, о школьных конфликтах, о важном шаге перед взрослой жизнью.
11. Дубравка (1967)
Картина снята по рассказу Радия Погодина и рассказывает об одном лете одной девочки по имени Дубравка. Девочку играет моя любимая Лина Бракните. Здесь она старше на четыре года, чем в фильме «Девочка и эхо». Дубравка взрослеет и уже не хочет, как прежде гонять с мальчишкам в футбол и драться. Но старшие ребята её не принимают, и она словно застряла между двумя мирами, детства и юности. Она наблюдает отношения взрослых, и они её пугают.
Она не хочет, чтобы красивая молодая женщина, снимающая у них комнату в отпускной сезон, связала свою жизнь с мужчиной с двумя детьми и всячески этому препятствует. Походя, она обижает всех подряд и от этого горько не только людям, но и ей самой. В роли одного из «врагов» Дубравки, Утюга, снялся знаменитый Джонни Дорсет («Деловые люди») – Серёжа Тихонов.
Он ушёл из жизни в 21 год, кто-то толкнул его на рельсы под проходящий трамвай. Кстати, Геннадий Шерстобитов, режиссёр «Мальчиша-Плохиша» и «Аквалангов на дне» (в моём списке ниже) сказал после просмотра новеллы «Деловые люди»: «Лучшего Плохиша нам не сыскать». И это правда. Я, лично, совсем не помню Сергея Остапенко в роли Мальчиша-Кибальчиша, какой-то безликий, а вот это веснушчатое чудо, объедающееся вареньем и печеньем, запомню на всю жизнь.
Награждение Мальчиша-плохиша, предателя первой степени:
12. Дикая собака Динго (1962)
Бесспорный шедевр о подростках — тонкое, глубокое исследование психологии взросления. Эта картина получила Главный приз на Кинофестивале детских фильмов в Венеции, а также в Лондоне и Вене.
Фильм снят по повести Рувима Фраермана «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви». Галине Польских было 23 года, а она играет девочку-подростка Таню. В одном из её интервью прочитала, что актриса была беременна, снимаясь в картине. С ума сойти, сколько ни приглядывайся, не заметишь. Вся картина стоит на плечах дебютантки Польских, и она держит крупные планы со всей бурей эмоций на лице!
Обожаю голос этой актрисы. Она очень хороша и в моем любимом «Журналисте», а уж в комедиях ей нет равных!
Таня взрослеет, ищет себя в жизни, не может понять, в какие игры играют взрослые – почему отец их бросил, почему приехал в их город с новой семьёй, где кончается дружба и начинается любовь, почему так трудно и непросто быть взрослой.
Всем окружающим давно понятно, что она влюбилась, но Таня рвётся изо всех сил, доказывая обратное. Как обычно в старых фильмах восхищает и умилияет поведение взрослых – чуткий отец, внимательная мать, отличные учителя и прекрасные одноклассники. И это так похоже на мои школьные годы, которые я вспоминаю с радостью.
13. Рудольфио (1969)
Динара Асанова особый случай в нашем кинематографе, и я горжусь тем, что она наш, Питерский режиссёр. Возможно, этот фильм «Рудольфио» вам совершенно неизвестен, но ужасно хочется, чтобы вы его нашли и посмотрели. Фильм является дипломной работой Динары. Он снят по повести Валентина Распутина. Корометражка по формату, он настолько большой по смыслу и поднятым вопросам, что вдруг подумала: «А есть ли что-то близкое по теме в нашем кино вообще?» Если чуть поднажать, то картина может вполне соскользнуть в триллер, например, такой как «Увлечение» с Кэри Элвисом и Алисией Сильверстоун. У мужчин даже занятия те же – журналистика. Но наш вариант совершенно чистый, пуританский. Рудольфу (Юрий Визбор) в голову не придёт заигрывать с девятиклассницей Ио. (Сложив два имени, получаем «Рудольфио»). Но девушка (Елена Наумкина) не играет, она точно уверена, что влюблена. Ошибочно приняв элементарную вежливость взрослого мужчины за симпатию, она буквально ворвалась в его размеренную жизнь — ловит его на улице, звонит по ночам, приходит домой. Это становится невыносимым. Юрий Визбор замечателен в роли тактичного, выдержанного писателя.
Фильм снимался на Вильнюсской киностудии. Когда-то была такая.
14. Ключ без права передачи (1976)
В моём списке две картины Асановой, и это неудивительно, подростки были её главным фокусом, она была больна этой темой, она хотела им помочь преодолеть самый жуткий период жизни – переход. Конечно, «Ключ без права передачи» и рядом не поставить с «Пацанами» по пронзительности, но в нём тоже есть свой уникальный вопрос – до какой степени может простираться доверие между учителями и их подопечными. На сегодняшнем фоне постоянных сексуальных скандалов, когда учителя, пользуясь служебным положением, вовлекают детей в сожительство, проблемы, поднятые Асановой, кажутся из области пасторальной сказки. Но это только на первый взгляд. Ведь установив высокую степень доверия, легко воспользоваться своим преимуществом и пойти дальше. Как удержать ключ доверия и не пустить его по кругу.
С одной стороны, Марина Максимовна (восхитительная Елена Проклова!), полностью открыла свою личную жизнь своему классу, ответила доверием на доверие. Но с другой стороны, она чуть-чуть предала своё педагогическое сообщество, бравируя своей исключительностью и умением установить настоящий контакт, недоступный остальным, менее блестящим коллегам. Чем мне особенно нравится этот фильм, так это великолепными актёрами – Марина Левтова, Алексей Петренко, Лена Цыплакова, Екатерина Васильева, Зиновий Гердт. Но Лидия Федосеева-Шукшина в роли учителя химии это просто отпад! Ходячий архетип школьного учителя.
15. Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён (1964) – режиссер Элем Климов
Меня поражает, как мог один и тот же режиссер снять самую смешную комедию о детях и самую страшную картину – «Иди и смотри», тоже о детях.
Не могу не привести историю, связанную с режиссёром и очень характерную для него, человека с высоким понятием чести и достоинства. В начале 1990-х на встрече кинематографистов с представителями делового мира кто-то заметил, что присутствующий Элем Климов всю жизнь желал экранизировать «Мастера и Маргариту», но не мог этого сделать сначала по идеологическим, а после по финансовым причинам. Известный миллионер громко произнес: «Я дам денег Климову!». Зал завистливо охнул, и в наступившей тишине раздался голос режиссёра: «Хотелось бы ещё знать, откуда эти деньги!»
Мне кажется, рассказывать о комедии «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» бессмысленно – все её любят, сравнивают со своим летним лагерем. Реплики из картины давно ушли в народ:
«Куда ставить-то? – Да, погоди ты!»,
«Когда я был маленьким, у меня тоже была бабушка. Но за все эти годы я не смог огорчить её до смерти. А он — смог!»,«А чё это вы тут делаете?»
— Что читаешь?
— Чехова.
— Зачем?
— Смешно.
— Много смеёшься. Почитала бы лучше журнал «Вожатый».
16. Доживём до понедельника (1968)
Ещё одна гениальная картина о школе, серьёзное размышление о связи поколений, о воспитании нравственности собственным примером. Насколько интересны истории самих учителей, какие они разные, с разным понятием о жизни и образованием. Именно от них зависит, какими людьми будут вчерашние школьники.
Говорят, что если бы не режиссёр Станислав Ростоцкий, то мы бы никогда не увидели Вячеслава Тихонова на экране, который твёрдо решил уйти из профессии после тотально разгромной критики киноэпопеи «Война и мир» и особенно его героя Андрея Болконского.
Невозможно представить фильмы о школе без его Ильи Семёновича Мельникова, учителя истории. Этот фильм познакомил меня с замечательной Ольгой Остроумовой и Ириной Печерниковой. Впервые увидела Игоря Старыгина, Арамиса.
17. Розыгрыш (1976)
По-прежнему люблю этот давний фильм Владимира Меньшова. Не меньше, чем его «Любовь и голуби» или «Москва слезам не верит». История немного киношная, но благодаря умному сценарию (Семён Лунгин), отличной игре актёров, как взрослых (Олег Табаков, Зиновий Гердт, Евгения Ханаева), так и юных (Дмитрий Харатьян, Наталья Вавилова, Андрей Гусев), картины смотрится с огромным интересом. Конфликт между учительницей математики и отличником школы показывает, что не всё измеряется оценками, что честность никто не отменял и стадное поведение, такое типичное в школе, иногда даёт шанс взглянуть на себя по-новому и сделать верный выбор. Конфликт махрового индивидуалиста и карьериста с коллективом это очень популярная тема 70-х. В своём дебютном фильме Владимир Меньшов довёл эту тему до гротеска. Яйца учат курицу жить. Даже не могу представить, что получится из такого отличника в будущем. Где он, интересно, сейчас, какую выстроил карьеру и счастлив ли он в своей железобетонной индивидуальности?
18. Акваланги на дне (1965)
Обожаю эту картину за приключенческий дух. За Крым, море и историю, которая вся происходит на фоне съёмок фильма. То есть, фильм в фильме – детальный съёмочный процесс и шпионская тема, конечно. Геннадий Юхтин в роли шпиона безумно обаятельный. Дети, Оксана и Ромка, казались просто небожителями – загорелые, красивые. Татьяна Клюева играет столичную штучку, капризную звёздочку, которая командует ассистентами и закатывает истерики, чем вызывает презрение у местной ватаги и её главаря Ромки. Им смешно наблюдать за тем, как городские пытаются косить под морских волков, не умея толком плавать. Естественно, от ненависти до любви один шаг, и вот уже Оксана, Ромка и местные мальчишки вовлеклись в совсем другую историю, более опасную, чем съёмки – слежку за подозрительным отдыхающим, который, возможно, прячет свои акваланги где-то на дне.
19. Каникулы Кроша (1980)
Этот телевизионный фильм дал мне очень много – увлёк в японскую культуру. Мы все вдруг узнали о миниатюре нэцкэ, стали об этом читать и даже коллекционировать гипсовые и деревянные фигурки.
Здесь всё сошлось – замечательная история – Анатолий Рыбаков, замечательный режиссёр Григорий Аронов и замечательный актёр Василий Фунтиков, без которого вряд ли бы всё получилось так достоверно. Кстати, почему-то этот фильм по сюжету напоминает мне «Судьбу барабанщика». Также остаётся без родителей главный персонаж. Правда, родители временно отсутствуют, да и паренёк гораздо старше гайдаровского барабанщика. Также знакомство с сомнительными друзьями и более того, хитрым и изворотливым взрослым, который ими умело управляет. Также герой сначала полностью доверяет новым знакомцам, а потом, внимательно присмотревшись, понимает, кто перед ним.
Сколько бы ни показывали этот четырёх-серийный фильм по телевизору, я бросаю всё и сажусь смотреть.
20. Вам и не снилось (1980)
Фильм изумительного Ильи Фрэза («Первоклассница») по рассказу Галины Щербаковой «Роман и Юлька». Весь фильм для меня окрашен грустью — грустная история битвы влюблённых школьников со взрослыми. Грустно, что рано ушёл из жизни прекрасный актёр Никита Михайловский. Не навевает веселья и песня Алексея Рыбникова на слова Рабиндраната Тагора «Последняя поэма».
Наведу некоторую критику.
Все взрослые, кроме великой Лидии Шукшиной, сыграны ходульно, неестественно. Особенно не верится в историю классной руководительницы Татьяны Николаевны (Елена Соловей), которая не знает, чего хочет. Если сравнить её с учительницей литературы из фильма Динары Асановой «Ключ без права передачи», то сразу понятно, кто из них живая и кому бы этот ключ передали ребята.
Никите всего 16 лет, а вот Татьяна Аксюта на семь лет его старше и уже давно замужем. По правде говоря, иногда заметно, что она «наигрывает» детство и местами её мать, роскошная Ирина Мирошниченко, выглядит моложе своей «дочки».
Поставила этот фильм в свой список только потому, что сразу вспоминаю, как целым классом ходили на премьеру, а потом спорили как безумные, выжил ли Ромка, прыгнув из окна.
Вспомним вместе хорошего актёра Никиту Михайловского
PS: Первые 10 любимых фильмов Советского детства.
Прекрасный, потрясающий обзор, Наташа! читаю и грущу-нет сейчас ТАКОГО кино.
В упоминаемом мною уже журнале Story читала воспоминания мужа Галины Щербаковой о том, как ее заставляли переделать финал «Романа и Юльки», отказываясь печатать… А я почему-то не нашла в себе сил надеяться на то, что Ромка остался в живых.
Все,что из твоего списка не видела,обещаю посмотреть-себе в первую очередь. «Подранки» будут на неделе по «Культуре».
Спасибо, Саша!
Ты не представляешь, сколько нового и потрясающего я для себя открыла, когда писала этот пост. Лишний раз убедилась — ушла великая культура, просто рухнула в пропасть, а мы — временщики, ничего не создающие, проживающие остатки великого прошлого. Так печально.
«Подранки» — великий фильм, горький.