Режиссёр Фриц Ланг очень радует меня своими фильмами – «М. Город ищет убийцу», «Женщина в окне», «Улица греха». «Синяя гардения» великолепна своим актёрским составом, интересной историей и неожиданной развязкой. Кроме того, картина подтолкнула меня к вопросу – есть ли большая разница между злодеем и положительным героем и не застряла ли главная героиня между Сциллой и Харибдой, выбирая между плохим и совсем плохим?
Нора Ларкин (Энн Бакстер) делит съёмную квартиру с двумя своими подругами и сослуживицами, Кристал (Энн Сотерн) и Сэлли (Джефф Доннел). Девушки работают в телефонной компании. Они все там прехорошенькие, и мужчины толкутся в офисе под разным предлогом. Кто-то, как журналист Кейси Мэйо (Ричард Конте) в надежде написать в своей газете интересную статью про житьё-бытьё какой-нибудь интересной телефонистки.
Другой, Преббл (Рэймонд Бёрр) делает рисунки с натуры, когда девушки выходят в фойе передохнуть от напряжённого графика.
Начало фильма знакомит зрителя с персонажами, которые в той или иной степени станут героями трагической истории. Преббл охотится за номерами телефонов хорошеньких женщин. Он отлично устроился – каждая мечтает запечатлеться на куске ватмана. Сделав набросок, он предлагает натурщице продолжить сеанс у него дома.
Роуз, женщина, которую он бросил, звонит ему и требует встречи. У неё настоящая истерика, но Преббл непреклонен, он вычеркнул её из своего длинного списка, заменив Кристал, на которую имеет ближайшие планы.
Роуз очень важна для дальнейшего повествования, и она появится снова, чтобы заполнить пазл.
Преббл, пробует заигрывать и с Норой (Энн Бакстер), но она сразу говорит, что у неё жених в Корее, и она его ждёт. У Норы день рождения, и она хочет провести его, читая письмо любимого, которое только что получила.
Кристал уходит с бывшим мужем Гомером в ресторан ужинать. Сэлли, любительница детективов, убегает в книжный магазин за новой книгой. Нора открывает письмо и узнаёт, что её жених нашёл себе другую и письмо прощальное. В это самое время звонит телефон. Это Преббл, он хочет пригласить Кристал на ужин, Нора не разубеждает его и идёт на встречу.
Интересная деталь – в ресторанчике также находится Кейси Мэйо, но он и Нора не видят друг друга, разойдясь по разным углам. Преббл, пользуясь случаем, спаивает девушку алкогольными коктейлями, при этом врёт ей, что в них практически отсутствует алкоголь. Он позже обманет её в своей квартире с кофе, подсыпав туда какую-то дрянь. Когда он накидывается на Нору, чтобы ею овладеть, она отталкивает его и падает.
Ей кажется, что она разбивает зеркало, но всё кружится в каком-то фантастическом водовороте. Как безумная она выбегает без туфель на улицу прямо в дождь, не зная, что в квартире осталось тело Преббла. Утро застаёт Нору в полной прострации, девушки пытают подругу о том, где и с кем она была ночью, но в её памяти полный провал.
Голова раскалывается, туфель нет, а на работе полиция допрашивает девушек. Нора узнаёт из газеты о смерти Преббла и понимает, что это как-то связано с ней. Но как? Что она сделала? Она его убила?
Кейси Мэйо, ушлый журналист и ведущий главной колонки с горячими историями, ввязывается в расследование, используя свою газету. Так как Преббл был накануне в ресторане «Синяя гардения» с незнакомкой и купил ей этот цветок у продавщицы, то Кейси называет так его убийцу. Он публикует письмо к Синей Гардении и просит её позвонить ему, обещая ей сильного адвоката за счёт своей газеты. И это чистая ложь.
Очень неприятная сцена, когда Нора после звонка приходит к нему в офис. Он почему-то гасит свет в помещении, силуэт девушки вырисовывается в светлом проёме двери, затем она входит в кабинет, а журналист прячется и следит за нею. Потом зажигает свет, извиняясь, если напугал её. Зачем этот спектакль? Он действительно её напугал и меня тоже, тем самым заставив сравнивать его с насильником Пребблом. Оба охотятся за женщинами, а у Кейси даже есть маленькая чёрная книжечка, в которой телефоны потенциальных любовниц. В конце фильма он бросает эту книжку своему помощнику Элу – передал эстафету. Эта двойственность характера вроде бы положительного героя вполне в духе жанра нуар, где нет безукоризненно чистых персонажей. Нора также вызывает массу вопросов, хотя все её промахи можно смело списать на отсутствие опыта в отношениях с мужчинами, да и письмо от парня сильно её подкосило.
В роли Кейси Мэйо Ричард Конте, и я решила посмотреть «Синюю гардению» только из-за него, но он снова показался мне деревянным.
Я не испытала к нему тёплых чувств из-за его закрытости и двойного толкования поведения его персонажа. Энн Бакстер невероятно хороша в роли Норы, она сумела передать сложный характер своего персонажа, сделав её живой и понятной.
То, что Бакстер талантливая актриса, было понятно в драме «Всё о Еве».
Мне стыдно признаться, но, только прочитав фильмографию Рэймонда Бёрра, я вспомнила его убийцу из триллера Хичкока «Окно во двор». До этого я связывала его только с персонажем Пэрри Мэйсоном. Теперь мне понятно, почему я инстинктивно боялась и ненавидела Преббла.
Фильм «Синяя гардения» хороший добротный нуар с запоминающимися персонажами. Режиссёр снова меня не подвёл, подарив приятный вечер. Люблю немножко испугаться. Чуть-чуть.