Снова потрясающая драма в жанре нуар, на этот раз от отца немецкого экспрессионизма Фрица Ланга. Как известно, именно эмигрировавшие в Америку после прихода к власти Гитлера немецкие экспрессионисты сформировали в дальнейшем такие жанры, как хоррор и нуар.
Фриц Ланг («Город ищет убийцу», «Метрополис») пока остаётся для меня неизведанной территорией, но я обязательно посмотрю его главные работы. «Женщина в окне» отличный нуар, живой, напряжённый, с элементами мистики и потрясающим финалом. Кому-то такое завершение может показаться слишком сказочным и обрушит все ожидания, но для меня это самое разумное, что мог сделать режиссёр, чтобы дать своим героям остаться достаточно чистыми. Да, помыслы были дурные, но и урок был преподан жёстко. Своеобразно, но поучительно. И Ричард Вэнли урок извлёк.
В роли Ричарда Вэнли, профессора криминалистики, снялся Эдвард Дж. Робинсон, тот самый, что возглавлял страховое агентство в «Двойной страховке».
В фильме «Женщина в окне» он предстаёт таким многогранным, интересным и настоящим, что его история, пусть и случившаяся с ним в необычном состоянии, звучит предостережением – не отправляй в небо просьбы и желания, которые могут исполниться так, что запахнет газовой камерой. Вэнли человек в годах и сединой на висках, но бес так и бьётся ему в ребро. Отправив жену с детьми на каникулы, он остаётся в Нью-Йорке и проводит время в мужском клубе, где самое невинное, о чём беседуют три приятеля (прокурор, доктор и криминолог) это сожаление об ушедших годах.
Как сообщает Вэнли с тоской: «Плоть моя ещё сильна, но дух ослаб, и время приключений кончилось». Первая же книга, что он берёт из шкафа, даёт ему эротический импульс – «Песнь песней Соломона». Он покидает клуб почти в полночь, и в который раз останавливается у витрины магазина, где в окне выставлен портрет очаровательной женщины. Вдруг сама модель выходит из тени и предлагает ему отправиться к ней и посмотреть ещё и другие её портреты. Женщину зовут Элис Рид (Джоан Беннет), и она очень красива.
Вот оно приключение, о котором так давно мечталось пожилому мужчине маленького роста и абсолютно непривлекательному внешне. Поднялось ли в его душе сомнение, как, почему такая красотка делает именно ему щедрый подарок, выбирая из тысяч других прохожих? Конечно, он полон сомнений и вопросов. Он даже вслух говорит ей, что не надо бы принимать приглашение в такой поздний час, но он его принимает.
Все сомнения отринуты, забиты и затоптаны накатившим ожиданием счастья. Рассчитывал ли он на секс с таинственной незнакомкой, на это у меня нет ответа, поскольку события понеслись с такой бешеной скоростью, где для интимных отношений не осталось ни сантиметра места. Женщина недвусмысленно предложила ему пойти к ней, и он принял это предложение. Но этот его поступок настолько не укладывается в его характер, что моё возмущение длится до самого финального свистка. Говорить об этом я не буду, потому что не хочу испортить вам вечер в компании этого фильма, и мне остаётся только порассуждать о героях картины и сюрпризах, которые преподносит нам жизнь. Конечно, главная мысль это свобода выбора. Роковая женщина не тащила милейшего профессора в своё жилище на аркане. Кстати, а зачем она его вообще приглашала? Ведь она подозревала, что ревнивый любовник мог появиться в любой момент, поскольку она содержанка и её основная функция надеяться и ждать. Он врывается во время невинной беседы профессора и Элис, набрасывается на Ричарда всем своим огромным телом и душит его.
Не брось ему перепуганная Элис ножницы, случайно попавшие под руку, то вместо любовника пришлось бы избавляться от тела криминолога. Что меня больше всего поражало на протяжении картины – невероятное ощущение физического присутствия в событиях. Мне было по-настоящему страшно. Я чуть ли не щипала себя за руку, чтобы избавиться от этого чувства сопричастности. В какой-то момент мне подумалось, всё это похоже на ночной кошмар и надо просто вырваться из оцепенения. Но нет, всё реально, и профессор договаривается с Элис о том, что он забирает тело, а она приводит в порядок помещение, уничтожая все доказательства убийства, и больше они знать не знают друг друга. Это легче сказать, чем сделать.
Однако действия Ричарда вовсе не говорят о нём, как о знатоке криминалистики – он слишком много оставил после себя улик и его поведение скорее настораживает, чем уводит от него подозрения. И самое опрометчивое — надежда, что нет свидетелей преступления. Тогда почему появляется шантажист Хейдт (Дэн Дюрьи)?
Вставила это в свой текст не только из-за того, что вся троица актёров, Джоан Беннет, Эдвард Дж. Робинсон и Дэн Дюрьи, будет работать в ещё одном фильме Фрица Ланга «Улица греха«.
Линия шантажа — одна из самых волнительных и тревожных в картине. Хейдт — жестокий, хитрый, умный и неумолимый — не дай бог попасть такому человеку в лапы. Сыгран этот тип блестяще.
Само расследование, которое проводит друг Ричарда, окружной прокурор Рэймонд Месси, сразу вызвало ассоциацию с «Двойной страховкой» и с сериалом «Коломбо», где сыщик посвящает преступника в своё расследование. Мне кажется, это жутко, когда тебе рассказывают о твоём преступлении во всех деталях и каждую минуту может прозвучать: «Ричард Вэнли, пора отправляться в газовую камеру (присесть на электрический стул, положить голову на гильотину – арсенал умерщвления огромен!) И, надо признать, Вэнли находится в состоянии полного психологического измождения. Он ползает по кругам ада, и хочется его спросить: «Ну, как вам ваше приключение, профессор? Вы, наконец, довольны? Или домашнее однообразие, где всё известно по секундам, всё-таки, приятнее, чем вот такое приключение?
Знаю, что он давно ответил на все вопросы, если протянул руку к домашней аптечке.