Двойная страховка \ Double Indemnity (1944) – реж. Билли Уайлдер

В моём длинном марафоне по бескрайнему полю жанра нуар определился лидер – «Двойная страховка». Даже не удивляюсь этому – мой любимый режиссёр Билли Уайлдер. Удивляюсь, что так долго не смотрела этот фильм, зная всегда о его существовании и натыкаясь на постоянные ссылки на него.

Фильм снят по книге Джеймса М. Кейна, автора таких романов, как «Почтальон всегда звонит дважды», «Милдред Пирс», успешно перенесённых на экран. Самое интересное, сценарий написан Рэймондом Чандлером, не менее известным автором крутого детектива, сам писатель даже появился в одной сцене у дверей страхового агентства, где служит Уолтер Нефф, главный герой истории.

«Двойная страховка» – рассказана динамично и понятно, что не часто встречается в этом жанре, где важно запутать зрителя основательно. Здесь же детально и образно раскрывается работа страхового агентства и его борьбы за каждый цент – не дай бог заплатить страховку и потерять деньги. В агентстве работают асы своего дела. Начальник отдела Бартон Киз – это Пинкертон и Шерлок Холмс в одном лице, его не провести, он чувствует подвох за версту. Печально, что Уолтер, лучший работник его отдела пропустил все высказывания шефа мимо себя и вспомнил все его золотые слова, лишь оказавшись над бездной.


Уолтер Нефф (Фред Макмюррэй) попал в капкан, расставленный клиенткой Филлис Дитрихсон (Барбара Стэнвик), он оказался слишком падок на женщин. Было лишь делом времени, когда его зацепят на крючок. А ведь он знал всё о таких делах, знал, чем заканчивают убийцы, рассчитывая на страховку после смерти супруга! Но эта женщина опрокинула его чувство самосохранения, подмяла под себя своими слезами, жаром тела.

Талант режиссёра и актёров проявился и в том, что персонажи ни разу не показаны в постели, но между ними такая химия, что искры летят. Все диалоги пронизаны двусмысленностью, намёками и влечением. Уолтер сразу показал себя опытным ловеласом, он повёл в игре, давая понять, что всё у него заранее выверено, и его не провести. Он видел Филлис насквозь, её бормотание насчёт страховки для мужа, о которой пусть тот не знает. Уолтер берётся совершить преступление, вопреки своей интуиции.

Мы знаем все его мысли, потому что история рассказывается от его лица с финала. Он начитывает на диктофон признание в убийствах, и через флэшбэки перед нами разворачивается вся схема преступления. Для меня совершенно неожиданной стала линия Лолы, дочери убитого мистера Дитрихсона. Это не избалованная богатством девица, а тонко чувствующий и сопереживающий человек. Именно она вызвала во мне самую большую симпатию.

Было страшно за неё, она доверилась Уолтеру, убийце отца, он мог в любую минуту избавиться и от неё, но, похоже, его душа прогнила не до конца. Спасибо и на этом. Когда я смотрю криминальные фильмы нуар, я всегда выискиваю положительного персонажа, чтобы зацепиться за него, как за якорь и продержаться среди негодяев. Хотелось ли мне, чтобы Уолтер совершил идеальное убийство и ушёл безнаказанным? Нет. В этой истории однозначно нет.

Он потерял голову от страсти и размечтался, каково было бы ему вместе с Филлис, да ещё и сто тысяч долларов в придачу, если только убрать нелепое препятствие, её мужа. До того момента, как он увидел Лолу не глазами её мачехи, а своими собственными, он был расчётливым холодным убийцей. Девушка показала ему сущность Филлис, её ходы и схемы, и Уолтер осознал, что вовсе не в его руках все ниточки преступления, что и Филлис пытается вырваться в кукловоды. И на этом этапе он начинает излечиваться от своей одержимости к партнёрше.

Этот момент один из самых ярких в картине. Из таких моментов соткано всё полотно картины. Как часто случается в совершении, казалось бы, идеально спланированного убийства, обязательно найдётся что-то или кто-то, что сведёт на нет все безумные усилия. Как можно было сбросить со счетов своего шефа, Киза, человека с таким мощным аналитическим умом?

Там, где полиции всё равно, как умер несчастный Дитрихсон, страховщик должен держаться за любую версию смерти, кроме несчастного случая, оговоренного в страховке. Уолтер прошёл все круги ада, находясь рядом с шефом, который вёл своё собственное расследование, посвящая своего любимого работника в свою дедукцию. Уверена, что в это время Уолтер медленно поджаривался на сковородке и тысячу раз пожалел, что встретил Филлис и подпал под её чары.
Я впервые увидела легендарную Барбару Стэнвик, и она великолепна в роли хитрой манипуляторши, готовой ради денег на всё. Она буквально вползла под кожу Уолтера и толкала его на подвиг.


Фреда Макмюррея я видела в другом фильме Билли Уайлдера, «Квартира“. Актёр убедителен в роли Уолтера до молекул – он ироничен по отношению к себе, всё понимает, но влез уже в тот автобус, что мчит его на кладбище.
Невероятно хорош Эдвард Дж. Робинсон в роли Киза, кошмара всей жизни Уолтера, его Немезида. (Собираюсь пересмотреть знаменитую картину Фрица Ланга “Женщина в окне“, где у него главная роль).
Мораль всей истории стара, как мир – не рой яму другому, сам в неё попадёшь. И это подтверждается снова и снова. Да возьмите любую серию из сериала «Коломбо»! Вдруг почувствовала, что пора вернуться к моему любимому Питеру Фальку, выйти из полного нуара.

Читайте рецензии на мои любимые фильмы режиссёра Билли Уайлдера:

Сабрина

Потерянный уикэнд

Аванти!

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *