«Милдред Пирс» это нравоучительная история о том, как не надо воспитывать дочь. И каждый, в конце концов, приходит к тому, что должно. Героиня Джоан Кроуфорд словно заранее знала, чем кончится её потакание, но продолжала выкладывать на жертвенный алтарь всё новые и новые подношения. И мне её не жалко. А если ещё быть в курсе личной семейной драмы самой кинозвезды, где, как вспоминает её приёмная дочь, она была настоящим монстром, то все страдания Милдред Пирс воспринимаются очень условно, не касаясь сердца. Однако, невзирая на ледяной нуар – убийство, чёрно-белый формат, специфичное музыкальное сопровождение, подсказывающее зрителю каждое телодвижение на экране, картина учит главному – не балуйте своих детей до такой степени, чтобы потом не было мучительно больно – ну, в общем, литературная цитата известна.
История в «Милдред Пирс» похожа на виньетку – начинаясь с убийства, она заканчивается этим же убийством, а в центре повествование в воспоминаниях, как все дошли до жизни такой.
Милдред (Джоан Кроуфорд) – красивая женщина, слишком красивая, чтобы быть домохозяйкой. Муж Берти не хочет прыгать выше головы ради денег, которые Милдред в одночасье потратит на дочерей, Виду и Кей. Живя не по средствам, мать умудряется давать дорогое образование дочерям, мечтая вывести их на самую верхушку американского общества – балет и музыкальная школа должны этому способствовать. Разница между девочками большая не только в возрасте (старшей 17, младшей – около 10), но и в отношении к матери.
Вида только и делает, что требует, требует, требует. Ей всегда мало. Кокетливая, амбициозная без всяких оснований – ни красоты, ни старания, она давно всё просчитала и ждёт лишь момента, когда начнёт предъявлять счета к оплате.
И это время приходит. Отец уходит к другой женщине, думая, что обретёт там своё счастье, а мать, из которой старшая дочь умело вьёт верёвки, начинает искать такой заработок, который бы удовлетворил всё возрастающие потребности дочери. Так Милдред приходит в ресторанный бизнес. Всё это мы узнаём на допросе у следователя, куда Милдред привозят по случаю смерти её второго мужа Монти, плейбоя и владельца крупной недвижимости. Милдред обратилась к этому бонвивану, чтобы приобрести у него дом под свой первый ресторан. Ей даже показалось, что она встретила свою любовь.
Самое интересное в этой истории, как случилось, что Милдред, всего добившаяся своими руками, трудоголик, взрастила на себе две пиявки – дочку и любовника, ставшего затем мужем. А затем трупом, соответственно. Эта её настойчивость дать дочери всё и даже больше, граничит с шизофренией: «Я добьюсь, что у тебя всё будет, Вида!» За этим материнским безумством потерялась младшая дочь, которую Милдред проворонила и это, пожалуй, самый необъяснимый момент.
Причём, сразу понятно, что Вида – законченная дрянь, которую надо бить батогами, а не умасливать дорогими подарками. Как сказал близкий приятель Милдред, Вэлли: «Пока не дашь ей затрещину, она не понимает, что от неё требуется». Очень действенный воспитательный приём. Особенно с такой девицей, которая в 17 лет научилась шантажировать беременностью и совсем вышла из берегов.
Только мать ничего такого не видит. Я наблюдаю крупные планы Джоан Кроуфорд, активно работающую лицом на очередной Оскар (она его и получила за эту картину!) с её печальными, как у оленихи глазами, и меня преследует одна мысль: «Когда же до тебя дойдёт, что тебя так бессовестно дурят!»
Финал картины оставляет луч надежды для Милдред. Дочь говорит матери: «Ничего, я справлюсь, мама!» Не знаю, как она справится в газовой камере. И в тени колонн Дворца правосудия её поджидает Берти, первый муж. Обнявшись, они уходят в даль, освещённую первыми лучами утреннего солнца. Но я бы не очень радовалась такому освещению. Как ей дальше жить с тем, что она натворила, уму непостижимо.
Не могу не добавить, что картину поставил Майкл Кёртиц, тот самый легендарный режиссёр «Касабланки».
Я этот фильм, к сожалению, не видела. А современная мини-сериальная версия Тодда Хейнса мне понравилась чрезвычайно. Потрясающая игра и Кейт Уинслет, и Эван Рейчел Вуд.
А я не люблю Уинслет. И давно хотела посмотреть эту версию. Она входит в список шедевров Голливуда, номинировалась на Оскар в пяти номинациях.
Я видела вариант с Уинслет, мне понравился.
И мне очень понравился. Я героине Кейт очень сочувствовала. По-моему, Уинслет больше похожа на на ту женщину, про которую история. Если бы я читала литературный первоисточник, то вряд ли бы себе на месте Милдред представила Джоан Кроуфорд, а вот Кейт Уинслет — легко.
У Джоан Кроуфорд на лице написано — голливудская дива. Мне сложно представить себе её в жизненных обстоятельствах Милдред Пирс, тем более потакающей какой-то там дочери.