Ещё один замечательный фильм с Барбарой Стэнвик. Интересная история и рассказана она мастерски всеми актёрами, не только тройкой ведущих, но и солидным вторым планом. Начинаясь как мрачный готический триллер, история перерастает в элегантный классический нуар, такой родной для меня в последнее время.
Необычность «Странной любви Марты Айверс» в том, что история рассказана с большим разрывом во времени.
Вначале мы погружаемся в историю Марты, подростка, чья мать умерла, а отца и след простыл. Действие происходит в 20-е. Она живёт со своей тёткой, миссис Айверс, хозяйки всего, что производит город. Старушку играет Джудит Андерсон, у которой в послужном списке зловещая миссис Дэнверс в «Ребекке» Хичкока. Здесь она садистка, опекунша Марты, и ненависть к девушке пронизывает все её поступки.
Она также ненавидела отца Марты и его ненавистное имя Смит заменила в документах девочки на Айверс. Для бунтарки Марты имя отца становится своеобразным орудием против старухи. Из их перепалки ясно, что Марта несколько раз убегала из дома, но её ловили и приводили назад. Она собралась в очередной побег с другом детства Сэмом Мастерсоном. Марту предал другой друг детства, Уолтер О’Нил, сын её репетитора.
Тётка в ярости набросилась с палкой на питомца Марты, котёнка, та не спасовала и ударила в ответ. Схватка произошла на крутой лестнице, старуха покатилась и сломала шею. Свидетелями этой жуткой сцены стал Уолтер и его отец. Для семьи О’Нилов это стало удачным шансом породниться с богатством Айверсов. Все трое соучастников договорились об одинаковых показаниях в полиции. Чтобы закрыть дело, нашли козла отпущения и повесили.
Прошло семнадцать лет, и Сэм Мастерсон (Ван Хефлин) случайно попадает в родной город, который теперь называется Айверстаун. И он ещё не знает, что городом управляет подруга его детства Марта и её муж Уолтер (Кирк Дуглас), без пяти минут губернатор.
Пока машину Сэма ремонтировали в местной авто-мастерской, он прошёлся по родным местам и встретился с Тони, красивой, но печальной девушкой.
Все эти годы, что он отсутствовал, жизнь преподносила ему свои уроки, насколько он их усвоил, трудно сказать. За его плечами тяжёлая работа в цирке, собственный зверинец, война, где он дослужился до сержанта, убийство человека в целях самозащиты, картёжные игры, которые он сделал своей профессией. Честно говоря, портрет совсем не положительного персонажа — и с таким же тяжёлым багажом его новая знакомая Тони (Лизабет Скотт).
Им обоим хочется друг от друга просто тепла, человеческого участия. Она только что отбыла пятилетний срок – её подставил любовник, подарив краденую шубу. Странно, что она сразу доверилась Сэму и решила остаться с ним вопреки судебному предписанию покинуть город, что и было использовано против них обоих.
Вряд ли бы Сэм Мастерсон решился на встречу с Уолтером, окружным прокурором города, если бы не арест его подруги. Эта встреча открыла дверцы шкафа, где прятались скелеты Марты Айверс и Уолтера О’Нила. Он воспринял появление Сэма как угрозу своей богатой жизни, Марта – как шанс начать новую жизнь. Брак с Уолтером ненавистен, оба глубоко несчастны. Она занимается построением своей империи, он, безвольный пьяница, следует её указаниям.
Всё это мгновенно понял Сэм, а вот они его не поняли. Для них он потенциальный шантажист, который будет выманить из них деньги за ту историю из детства, потому что они уверены, он тоже был свидетелем убийства, но поступил хитро, скрывшись вовремя с места преступления. Именно та ночь стала точкой отсчёта для Марты и Уолтера. Она мечтает о возвращении Сэма, который вызволит её из опостылевших отношений с Уолтером. Она убедила себя, что любит его и готова вписать его в свою схему управления богатством.
А Уолтер любит жену больше всего на свете и потерять её равнозначно смерти.
Как интересно распорядилась судьба – Марта ненавидела тётку, а стала такой же, как она, жестокой и верящей в силу денег. Её откровение касательно безвинно казнённого человека поражают цинизмом. Так и вижу в ней надсмотрщицу из концлагеря, отправляющую в газовую камеру людей. Неудивительно, что Уолтер рядом с ней превратился в растение. Эту первая роль Кирка Дугласа, и он показал все нюансы деградирующего человека, влюблённого в ледяную и презирающую его женщину.
Эту женщину привычно легко сыграла Барбара Стэнвик. Сама внешность этой актрисы задаёт представление о её персонаже, жестоком, надменном и эгоистичном существе. Она настолько самоуверенна, что ни секунды не сомневается в благосклонном к себе отношении Сэма. Только пальцем помани и побежит.
Сцена в номере, куда по-хозяйски входит Марта, отлично её характеризует. В этой сцене просто ощущается её физическое влечение к Сэму, ведь она, наконец-то, получит равного по силе партнёра. Ей плевать, что в этом же номере подруга Сэма, Тони. Для неё такой проблемы не существует. Люди – мусор.
Наивная, она ещё верит, что может его завоевать. Но это у неё не получалось в прошлом, когда она ставила его перед выбором, не получится и теперь. Упорно втягивая его в своё прошлое, привязывая его к той роковой ночи, она мечтает этим привязать его к себе. Ведь получилось же с Уолтером, получится и с Сэмом.
Мне понравился актёр Ван Хефлин в своей двойственной роли – в нём есть жёсткость, цинизм, он всего навидался за свою недолгую жизнь, но в нём сохранилось сострадание к людям – он подвозит на машине какого-то морячка (в этой роли, кстати, молодой и красивый Блейк Эдвардс, режиссёр таких фильмов, как «Подмена«, «Дни вина и роз«). Потом подбирает неприкаянную Тони, с которой, вероятно, свяжет свою жизнь.
И ещё эпизод в его пользу — он поднимает пьяного Уолтера, не давая ему умереть, как хочется того Марте.
Парадокс, но Сэму не нужных деньги Айверсов, он остался тем цельным парнишкой из детства, вовремя прыгнувшим в окно вслед поезду, который умчал его в другую жизнь. Конечно, в той жизни пришлось нелегко, но зато он оторвался от Марты, femme fatale, роковой красотки, приносящей мужчинам сплошные несчастья.
Как всегда в истории жанра нуар нет положительных героев. Но для того и смотришь фильмы этого жанра, чтобы различать все оттенки чёрного.