После тяжёлых вечеров с такими картинами Джона Хьюстона, как «Ночь игуаны» и «У подножия вулкана», я подумала, что надо отвлечься, а ещё лучше, развлечься, посмеяться от души и выбрала «Подмену» (не путать с триллером Клинта Иствуда «Подмена«!), фильм, который меня когда-то сильно повеселил. И что теперь? Повеселилась? Посмеялась от души? Ничуть ни бывало.
Что же такое случилось с фильмом, что он меня не только не обрадовал, а совершенно разочаровал? Если не с фильмом, то со мной?
Реинкарнация. Хорошая идея – наказать бабника за его некрасивые проделки с подругами, вернув на землю в образе женщины – пусть испытает на себе, каково это быть всё время насилуемой, если не физически, то визуально. И пусть поймёт, наконец, что он не пуп земли, вокруг которого вращаются мириады женщин, протяни руку и достань любую. Но как же скучно всё реализовалось! Как-то двусмысленно неприятно, я бы сказала. Вроде началось бодренько – и Стив Брукс (Перри Кинг), самодовольная рожа, так и напрашивается на месть женщин.
К сожалению, всё для меня закончилось именно голословными обвинениями женщин в его адрес. Я не увидела ни монстра, каким они его рисуют, ни даже законченного подлеца, чтобы отправить его жариться на сковородке. Да и сама троица, которая вершит правосудие, каковы они сами? Честно говоря, они достойны друг друга.
Когда Стиву Бруксу дают шанс вернуться в образе Аманды (Эллен Биркин) и попробовать что-то изменить, то первые сцены с ней действительно много обещают. Но как только он\она надевает туфли на каблуке и начинает ковылять, повторяя снова и снова, это не только не смешно, но и раздражает. Ну, в конце концов, надень туфли попроще! Или обязательно постоянно трясти перед глазами клише – «женщина=высоченные шпильки»?
Та же история с гривой волос, падающей на лицо Аманды, раздвинутые ноги и бесконечное валяние на диване в самых немыслимых позах.
Скуку усиливает и такой приём сценариста, как сбор компрометирующей информации о самом себе – к кому бы Аманда ни обратилась с просьбой замолвить о ней словечко, женщины обзывают Стива и бросают трубку. А он этого не знал? Получается такая топорная работа на зрителя – собери паззл и ответь на вопрос «какой человек этот Стив? Достоин он находиться среди живых, таких чистых и непогрешимых?»
Стив Брукс в теле Аманды умело затыкает рот всякому, кто ставит под сомнение её легитимность. У него на всех имеется компромат, он участник всех заговоров против женщин. Не успевает босс засомневаться, как вот вам правда о вас – съёмные квартирки для встречи с любовницами. Интересно, пошёл бы он дальше угроз?
Не миновать и гейский мотив в таких ситуациях. Ещё бы – Аманда такая привлекательная, такая мужеподобная в своих поступках, что не только мужики не прочь затащить её в постель по определению (ведь все они сексуальные маньяки»), но и женщины. Аманда смело берётся заключить контракт на рекламу косметической фирмы, которой заправляет Шейла (Лоррейн Бракко). Но это возможно лишь через более интимный контакт. И этот контакт не принёс никакой ясности. «Что это было, Пух?» — впору спросить Медведю. Показать, что в Аманде сидит законченный мачо, которому противно связываться с лесбиянкой? Или в Стиве заговорила совесть? Неуклюжая сцена и ещё более неуклюжи её последствия.
А сцена в лесбийском баре просто за гранью. Геи переполняют картину с лихвой – медиум Паша, да и чёрт, курирующий Аманду, выдержан в соответствии с традицией.
И подхожу к главной неудаче этой не комедии – Уолтеру (Джимми Смитс). Кажется, вот-вот и между Амандой и Уолтером возникнет химия, и актёры этому способствуют, и ситуации, но нет, не позволяет сценарий дать Уолтеру раздолье, зажимает его между молотом и наковальней.
Уолтер плоский и двухмерный, как блин. Как умудрилась эта парочка вообще что-то совместно сделать, не знаю. Опять же стереотип – чего по пьянке не сделаешь!
Вроде бы все клишированные персонажи должны вызывать безудержный смех, но почему-то это не работает, вызывая недоумение, что очень вредно при просмотре любого фильма, особенно комедии.
А как вам обвинительная речь Аманды после потери девственности? Неужто Стив так переродился за несколько дней, что вступил в ряды отъявленных феминисток? Ещё секунда, и он потребует контракт на ночной секс, а если нет его подписи, то суд и компенсация ущерба. Да, это, пожалуй, был самый смешной эпизод в картине.
Есть ли у меня претензии к игре Эллен Баркин? Вроде нет. В заданных рамках она справляется. Как говорится, что дали, то и играет. Претензии к тому, как режиссёр, у которого за плечами поразительно умная комедия «Виктор\Виктория» снял такой невразумительный фильм? К вашему сведению у него за плечами очень добротное кино — «Завтрак у Тиффани», «Большие гонки», «Дни вина и роз» и «Розовая пантера», которую я, правда, не очень люблю. Но даже эти несколько фильмов показывают его широкую палитру возможностей. Тогда что? Либо не было возможности, либо иссяк.
Скажу несколько слов в оправдание слабого проекта «Подмена» («Кара небесная»). Его предшественник, «До свидания, Чарли» (1964) Винсента Миннелли с Дебби Рейнолдс и Тони Кёртисом ничем не лучше.
Видела этот фильм ещё в школе. Не помню уж, почему он меня заинтересовал, скорее из-за актрисы, исполнительницы главной роли — в те далёкие годы я была её однофамилицей. Мне она очень понравилась в триллере с Аль Пачино «Море любви».
Конечно,в начале 90-х в силу возраста и отсутствия интернета половину так называемого юмора в «Каре небесной»я не поняла, но пересмотреть желания никогда не возникало.
Даже не знала, что это римейк фильма Минелли.
А я лучше бы его не пересматривала! Мне кажется, сама идея фильма — сплошная перверсия.