Фильм «Ночь игуаны» я смотрю не в первый раз, но всегда какими-то кусками. Решилась сделать ещё одну попытку и вчера, наконец, удалось сосредоточиться и получить то, что, вероятно, хотел сказать Теннесси Уильямс, автор этого рассказа. И если не всё, то хотя бы почувствовать симпатию к персонажам и вместе с ними поверить, что там, куда они попали, их ждёт какой-то просвет.
В ту тропическую ночь произошло что-то такое, что дало им всем надежду, что надо двигаться дальше, и изменения возможны.
Действие происходит в мексиканском отеле на берегу океана, в богом забытом месте, куда устремляется Шэннон, священник, отлучённый от церкви. Он, как та игуана, что посажена на верёвку, чтобы быть откормленной и съеденной, дошёл до своего предела.
Обычно он приезжал в отель, которым управляла Максин (Ава Гарднер) со своим мужем Фредом и получал нужную порцию тепла и участия. Но Фред недавно умер, что стало ужасной новостью для Шэннона. Кто теперь поможет ему преодолевать внутренний разлад? Или это конец? Такое ощущение, что на него специально всё навалилось в кучу – он только-только пришёл в себя, перестал пить и вступать в предосудительные половые связи, как на тебе – снова да ладом. Как же грустно смотреть на Шэннона, загнанного в угол, словно зверь.
Кажется, что ему уже ничто не поможет в этой жизни. Но по крутым ступеням отеля карабкается невероятно экзотическая пара, столетний дедушка поэт и его внучка Ханна, художница. Когда Ханна (Дебора Керр) надевает белую блузу и начинает рисовать, она похожа на ангела.
Дед немощный, слабый, дни его сочтены. Но он постоянно терзает тишину какими-то поэтическими строчками. И как поразителен результат его сочинения, последнего в этом мире! Он словно на секунду связал все души и заставил их почувствовать друг друга.
Поворотным пунктом картины стал ночной разговор между Ханной и Шэнноном.
Преподобный находился в состоянии полного психического коллапса и ринулся в воду, где его выловили друзья Максин. Связав, его уложили в гамак. Шэннон бьётся в ярости, всё в нём сопротивляется тому унизительному положению, в которое он попал, но опийный чай и разговор с Ханной открыли ему простую истину – женщина прошла через то же, что и он. Как? Кто ей в этом помог? Люди. Их сопереживание, связь с ними, долгое путешествие на ногах. И её дед, этот старик, что стоит на пороге вечности. Всё это имеет смысл. Это лечит.
Как ещё может выжить человек, если не среди людей? Кто поможет обрести крохи достоинства и избавить от испепеляющей ненависти к самому себе, если не люди? Кто поможет обрести веру и вдохновить на то, чтобы продолжать жить, если не люди? Эти вечные вопросы поднимаются в фильме — ничего не изменилось с далёких времён, и человек по-прежнему нуждается в другом человеке. Ханна не зря появилась в этом отеле. С самого первого взгляда между нею и Шэнноном прошли волны понимания и участия. Эти волны и вибрации почувствовала и Максин.
Как же она взбеленилась! Ханна увидела сразу плачевное состояние бывшего священника и очень тонко и ненавязчиво прикоснулась к нему. Оказалось, что и Шэннон умеет слушать. Он, кажется, впервые за многие годы удивился. Эта ночь открыла возможности каждого. Можно остаться на поводке и изучать свои пределы, а можно, наконец, перерезать верёвку, к которой привязана несчастная ящерица.
Фильм «Ночь игуаны» позволил зрителю заглянуть в самую суть своих героев и не только главных, но и второстепенных. Они предстали во всей своей правде, чаще неудобной и слишком откровенной. Но все настолько правдоподобны, что заставляют думать о них и желать им смелости и веры, которые обязательно им понадобятся в этой жизни.
Об актёрах могу сказать только одно – не будь этой команды, то вряд ли история так меня оглоушила. Поразителен Ричард Бёртон («Короткая встреча«, «Моя кузина Рэйчел«), в роли отлучённого священника. Кому, как не ему знать человеческие пределы, в которые попал его персонаж? Вся жизнь актёра прошла на грани и за гранью. Во время съёмок в Мексике рядом с ним была его будущая жена Элизабет Тейлор.
Очень понравилась Ава Гарднер в роли Максин, раздираемой любовью к Шэннону вдове Фреда. Я мало видела фильмов с этой голливудской мега звездой, кроме «Босоногой графини» и «Убийц». Не очень была впечатлена её игрой тогда. Но, думаю, надо ещё посмотреть её фильмы, чтобы делать поспешный вывод.
К Деборе Керр («Шелкопряд«, «Чёрный нарцисс«, «Невинные«, «Узник крепости Зенда«, «Бог знает, мистер Аллисон«) нет никаких претензий. Её Ханна кажется странной, неземной, но у Теннесси Уильямса обязательно есть такие персонажи.
Или вот такой, как Грейсон Холл в роли Немизиды, преследующей Шэннона. Она получила Оскара за персонажа, напомнившего мне Милдред Рэтчед из фильма «Пролетая над гнездом кукушки». Она бесчеловечна, беспощадна и омерзительна в своём благонравии. И её опека племянницы просто ненормальна. Дитя давно просится на травку, а тётю приводит в бешенство её естественная тяга к мужскому вниманию.
Шарлотту играет знаменитая нимфетка Сью Лайон, Лолита из картины Стэнли Кубрика.
В общем и целом этот фильм, как сеанс экзорцизма, может получиться, а может пойти не так. Со мной получилось.