Давно собиралась посмотреть хоррор «Другие» (2001), спасибо, что Саша подтолкнула. Следом, не останавливаясь, посмотрела «Невинных» (1961), они великолепно идут в паре. Мне показалось, что местами «Другие» передаёт привет «Невинным» и уж совершенно точно хоррору «А теперь не смотри». Обе картины безумно атмосферны. Игра ведущих актрис, Николь Кидман и Деборы Керр, изумительно точная и впечатляет надолго. Поразительно хороши и убедительны в обеих картинах дети. Сразу скажу, что фильмы не из того разряда хорроров, от которых душа уходит в пятки и целую неделю приходится спать с включённым светом, но развитие сюжета интригует, а финальные сцены включают фантазию и заставляют интенсивно размышлять.
История в «Других» состоит из двух уровней – того, что на поверхности, и того, что в действительности. Тот, что в действительности, многократно фантастичнее и ужаснее первого.
Если с первой историей мы как-то уже знакомы по другим картинам этого жанра, то история, развивающаяся подспудно, страшна безумной обыденностью в ней звучит вечная тема преступления и наказания.
Когда на пороге старого поместья, которым владеет Грейс (Николь Кидман), появляется пожилая пара и их глухонемая дочь, понимаешь, что с ними не всё чисто. Но по мере развития истории и сама Грейс начинает вызывать сомнения и предположения.
Её дети, сын и дочь, не менее странные и многозначные.
Странное поместье, странные обитатели и лишь дело времени, когда должны появиться духи, о которых столько говорят. Но как во всяком хорошем ужастике и триллере самое страшное – это ожидание страшного, естественно, со всеми атрибутами этого ожидания – комнат, закрытых на ключ, жутких звуков, огня свечи, надгробий, тумана и заброшенного чердака.
Каждый предмет, взятый камерой в фокус, порождает догадки и напрягает, вопросы так и роятся в голове: Почему мать закрывает каждую дверь на ключ? Кому или чему она не позволяет выйти? Все окна зашторены и днём, и ночью, и она объясняет такую предосторожность заботой о здоровье детей. Аллергия на солнечный свет. Заботливая мать, любящая и преданная жена, ожидающая возвращения мужа с войны – постепенно всё кажется каким-то слишком картинным и постановочным, ненастоящим. Со временем открывается жуткая правда.
Появление в тумане пропавшего мужа и отца детей уже не приносит облегчения, уже понятно, что это дополнительный кошмар в череде ежедневного существования Грейс.
Рассказывать больше, значит испортить впечатление тем, кто станет смотреть картину. Скажу только, что Николь просто восхитительна в роли Грейс. Постоянно отмечала, как она тонко передаёт смену настроения своего персонажа, её напряжённость, отчаяние, желание разобраться в страшной ситуации, попросту найти себя. Мне также очень понравилась служанка Берта – актриса Фионнула Флэнаган — в ней столько жизни и характера.
Режиссёр хоррора «Другие» — Алехандро Аменабар (Ванильное небо, Море внутри). Он сам написал сценарий и музыку, совершенно восхитительную.
На фильм «Невинные» ссылаются всякий раз, когда заходит речь о готическом хорроре. Я так давно собиралась его посмотреть, что желание стало казаться неосуществимым. Если бы не «Другие»!
«Невинные» это готическая классика, в основе вольный пересказ новеллы Генри Джеймса «Поворот винта». Честно скажу, что фильм оставляет двойственное впечатление. Такая двойственность связана с самим сюжетом, где дети, главные герои, находятся в эпицентре грязных манипуляций и очень трудно привыкнуть к тому, что двусмысленные поступки и жесты десятилетнего Майлза и Флоры вызваны извращенцами с того света.
Время действия – Викторианская Англия. Молодая женщина приходит по объявлению, где требуется гувернантка. К сожалению, на это момент Деборе Керр не 20 лет, как в книге, а в два раза больше. Получив согласие работодателя, она отправляется в загородное поместье, где её ждёт подопечная. С первых кадров на нас обрушивается безумная роскошь увядающего особняка с огромным прудом, скульптурами и заросшим садом. Мисс Гиддонс (Дебора Керр) пришла в восторг от своей ученицы, нового места работы, ей стало казаться, что она попала в рай, а Флора – ангел.
Девочка постоянно вспоминает брата, Майлза, который находится на учёбе в пансионате после внезапной смерти предыдущей гувернантки, мисс Джессел. Внезапно приходит письмо из школы с сообщением, что Майлз исключён из школы за растлевающее влияние на других мальчиков. Это письмо стало холодным душем для гувернантки и вернуло её на землю. С приездом Майлза жизнь в поместье стала приобретать мистические оттенки.
Дети словно зажили параллельной жизнью, полной мрачных и грязных секретов. Словно по пятам за ними следовали мужчина и женщина, он, бывший слуга хозяина. Она, бывшая гувернантка. Оба умерли два года назад. Так как фильм удивительно короткий, всего 1ч. 40, то и нашей героине не пришлось долго сомневаться в отношениях между Флорой и Майлзом. Чтобы вызволить детей из порочного влияния, она идёт на огромный риск, который, в принципе, приводит к чему-то трудно объяснимому.
Конечно, у меня есть своя версия финальной сцены, но я подожду ваших комментариев, поскольку этих версий может быть больше.
Несмотря на чёрно-белый формат «Невинных», впечатление от картинки потрясающее. Игра тени и света, дрожащее пламя свечи, качаемые ветром тонкие занавеси, крутые винтовые лестницы, музыкальная шкатулка с танцующей балериной, постоянно повторяющаяся мелодия, предшественница появления призраков, зловещие ухмылки на лицах детей, умирающие охапки срезанных роз – всё это создаёт гнетущую атмосферу готического хоррора. И музыка всегда к месту, а чаще всего – полная тишина, в которой явственно различим шёпот чужих.
Режиссёр хоррора «Невинные» Джек Клейтон. Я смотрела его поразительную драму «Путь наверх»(1958) с Лоуренсом Харви и Симоной Синьоре.
У нас на блоге можно почитать рецензии на фильмы с участием Деборы Керр — «Господь знает, мистер Аллисон«, «Чёрный нарцисс», «Узник крепости Зенда»
Текст песенки, которую напевает «невинная» Флора, и которая звучит лейтмотивом в картине
We lay my love and I beneath the weeping willow.
But now alone I lie and weep beside the tree.Singing «Oh willow waly» by the tree that weeps with me.
Singing «Oh willow waly» till my lover return to me.We lay my love and I beneath the weeping willow.
A broken heart have I. Oh willow I die, oh willow I die.
Моя любовь и я когда-то вместе лежали под плакучей ивой.
Теперь лежу одна и плачу под тем же древом.
Напевая, «О, моя ивушка», и древо плачет вместе со мной.
Напевая «О, моя ивушка», пока не вернётся возлюбленный мой.
Мы лежали когда-то с любимым под плакучей ивой,
А сегодня сердце моё разбито,
О, ивушка, я умираю. О, ивушка, я умираю
(в свободном переводе).
Наташа, спасибо за наводку —«Невинных» не смотрела. Я видела «Поворот винта» 2009 г. с Мишель Докери (думаю, что Деборе Керр она всё-таки уступает) ,но книги Генри Джеймса у меня вызывают двойственное впечатление.
Представляешь, я с «Другими» познакомилась на 2 мес беременности ещё на видеокассете. Муж смотрел до этого в кинотеатре в столице,и он был категорически против этого киносеанса, но разве может нормальный мужчина победить в споре беременную женщину?!
В итоге я таки порывалась неделю спать с включённым светом.
интересно, они ВСЕ акценты расставили в Повороте винта в 2009 году?
Генри Джеймс совсем не мой писатель. Марк Твен (мой писатель) сказал о его книгах: “Once you’ve put one of his [Henry James] books down, you simply can’t pick it up again».