Ещё один холостой выстрел с фильмографией режиссёра Роберта Сьодмака – фильм «Убийцы», обросший легендами, охами и ахами, вызвал у меня слегка тёплый отклик – и только по двум причинам – мне было любопытно впервые увидеть вместе двух мега звёзд американской киноиндустрии Аву Гарднер и Берта Ланкастера и, в который раз, насладиться безупречной картинкой в стиле нуар, что мне никогда не надоедает.
Гангстерские фильмы не являются моим любимым жанром, как и книги авторов крутого детектива Кейна, Хэммита, Чандлера. Странно, что Сьодмак взял для своего фильма малоизвестный рассказ Эрнеста Хемингуэя, нанял трёх сценаристов, чьи имена приводят в трепет – Джон Хьюстон (режиссёр «Ночи игуаны», «Мальтийского сокола», «Африканской королевы» и далее по списку), Ричард Брукс («Кошка на раскалённой крыше», «Хладнокровно») и Энтони Вейллер («Ночь игуаны», «Мулен Руж»). Уж не знаю, как это трио колдовало, но только первая треть картины бодрит и интригует, а дальше хочется спать. Как только убивают «Шведа», персонажа Берта Ланкастера, понимаешь, что без его присутствия не оставят, и вся история покатится во флэшбаках, под девизом «Знаете, каким он парнем был!» И даже досмотрев картину до финальной жирной точки, я так и не ответила на этот вопрос. Не знаю, каким он был парнем. Да и Рирдон (Эдмонд О’ Брайен), представитель страховой фирмы, приехавший на место убийства Шведа по поводу страховки, вряд ли вынес о своём клиенте какое-то определённое мнение. А ведь ему пришлось землю рыть носом, чтобы разворошить осиное гнездо гангстеров и выйти на украденную четверть миллиона долларов.
Начиналось всё так многообещающе – ночь, фонарь, аптека… Нет, аптеки не было. Забегаловка на колёсах была. К ней направились двое, недвусмысленные убийцы с недвусмысленными лицами. Диалог с хозяином кафе и все действия были стремительно закручены. Они поинтересовались, знает ли хозяин «Шведа». Знает. Придёт ли он поужинать? Нет, не придёт. Очень пунктуален. Только до шести появляется. Убийцы отправились его искать. Хозяин же отправил к Шведу человека предупредить о киллерах, но тот даже не встрепенулся – полная апатия. Надоело бегать, пусть убивают.
Вот признайтесь, что сильно интригует, как главный персонаж всей истории реагирует на свою объявленную смерть. Умирает он слишком картинно. И, как я сказала выше, на сцене появляется агент по страхованию, поскольку страховка в две тысячи долларов должна быть вручена горничной отеля. Горничная, пожилая, практически святая женщина, в шоке от такого подарка свыше, но признаётся, что знать не знает никакого Ойле Андерсона. Лишь фотография заставляет её вспомнить страшный эпизод в номере, куда она пришла убраться. Да, именно этому парню она не дала выброситься из окна, в таком он был ужасном состоянии из-за того, что его покинула женщина.
Что есть на руках у Рирдона? Зелёный шёлковый платок с арфами, оставшийся от Шведа, его сильно подмоченная биография бывшего боксёра и сидельца, а также несколько свидетелей, видевших убийц Шведа. Только человеческое природное любопытство толкает Рирдона на это тупиковое следствие.
Шеф сразу говорит, что даже если эти деньги найдутся, его страховая фирма ничего от этого не выиграет, всё давно списано и покрыто последующими годами. Но Рирдона уже не остановить, он начинает вникать в жизнь Шведа и распутывать его странные поступки. Те, с кем он встречается, рассказывают о Шведе, а нам показывают эти воспоминания. Чаще всего это скучно. Нам не дано испытать тёплые чувства по отношению к этому человеку – слишком маленькие эпизоды из его жизни. Мы не видим его переживаний, не слышим его внутренних монологов, он – холодный статист в своей собственной жизни.
Наверное, так и положено в крутом детективе – никто никого не любит по-настоящему – только деньги движок всех событий. Украл. Выпил. В тюрьму. Встреча героя с женщиной, доведшей его до могилы, происходит на сомнительной вечеринке, куда Швед приходит со своей подругой Лили.
Ясно с первого взгляда на Китти Коллинз (Ава Гарднер), куда она его заведёт, но дело сделано – мужественный, с квадратными плечами, усиленными ватными подкладками, с детским взглядом и таким же интеллектом, Швед влюбился наотмашь. Отныне «Котёнок» будет крутить его жизнью.
Эта женщина любит деньги и тот, кто сможет дать больше, получит её тело. Сколотилась банда, и провернула хорошее дельце, заполучив деньги, предназначенные работникам фабрики. Чтобы обмануть подельников, придумали целый спектакль (но мы узнаем о главном кукловоде только в финале) с пожаром, сменой места встречи, чтобы не узнал Швед. Но тот узнаёт. От Китти. Швед забирает деньги, встречается с нею в отеле. Любовь. Она исчезает вместе с деньгами. Шведу не даёт шагнуть из окна горничная. Почти пришли к началу истории и вопросу: «Где деньги, Зин?»
Остаётся самая малость, и Рирдону трудно будет забыть крик Китти, когда она, склонившись над умирающим мужем, умоляет его: «Скажи, что Китти не виновна». Но я-то знаю, что виновна.
Ава Гарднер впечатлила своей вампирской красотой. Не более. Может, ей особо нечего было играть, как в «Ночи игуаны», к примеру.
Берт Ланкастер – первая роль одного из самых титулованных американских актёров. Видела его в «Леопарде» Лукино Висконти и в «Трапеции» с Тони Кёртисом и Джиной Лоллобриджидой. Хорошо отношусь к этому актёру, профессиональному акробату цирка.
Вердикт. Всё-таки, «Мальтийский сокол» с Хамфри Богартом. Пойду его смотреть в который раз. Пять баллов Джону Хьюстону. Передохну от Сьодмака.