Кошка на раскалённой крыше \ Cat On A Hot Tin Roof (1958) – режиссёр Ричард Брукс

Пересмотрела фильм «Кошка на раскалённой крыше» по пьесе Теннесси Уильямса – по-прежнему впечатляет. Он не  только ничего не растерял за полвека, но ещё и приобрёл, так время внесло свои коррективы в одну из самых табуированных тем недавнего прошлого. Элизабет Тейлор и Пол Ньюман не зря получили статус мега звёзд после премьеры (и статуэтки Оскара), даже сегодня очевидно, как далеки эти яркие звёзды от нынешних жалких имитаторов.

Фильм «Кошка на раскалённой крыше» 1958 г. рассказывает об одном дне большого семейства Поллитт, где есть два брата, Брик (Ньюман) и Купер, оба женаты. Купер (Джек Карсон) пытается не мытьем так катаньем вытеснить никчемного Брика из любимчиков богатого отца. Его жена бесконечно рожает, чтобы заставить Большого Па, свёкра, думать только внуках.

Кажется, что это не составит труда, потому что Брику наплевать на все интриги за спиной. Он ударился в глубокое пьянство и даже умудрился сломать лодыжку, прыгая через барьеры на местном стадионе.

Брик женат на красавице Мэгги (Тейлор), и она любимица Большого Па – даже старички понимают толк в красоте и потенциале.

Этого самого потенциала, нерастраченной любви и страсти, у Мэгги хватит на двоих. Брик к этому потенциалу давно охладел – все его мысли-помыслы об ушедшем друге.
Только Мэгги не зря носит кличку «Кошка», она готова к длительной осаде своего мужа ради того, чтобы обеспечить безбедную жизнь для обоих. Пусть её гонят и бьют, она снова ластится к тому, кого любит.

Битва между всеми членами семьи происходит на жутком фоне – все узнают, что Большому Па отмерено жизни с гулькин нос, анализы подтвердили последнюю стадию смертельной болезни, и ему срочно надо разрешить все семейные конфликты, умерить пыл притязания у одного сына и разрешить свои подозрения относительно ориентации другого.

Все столкновения между родственниками захватывают, но самый главный дуэт, Брик и Мэгги, держат буквально за горло.

Иногда невозможно дышать, так и ждёшь, что они поубивают друг друга.

Брик, погружённый в виски и реминисценции, приехал к отцу по просьбе жены, но вечер превращается в такую античную трагедию, что не будь он инвалидом, он давно бы бросил всех своих родственников и сбежал.

Но только не Мэгги. Она бьётся не на жизнь, а на смерть за мужа, за его прежнюю любовь, она хочет вернуть его всего целиком и не собирается отдавать мёртвому другу.

Тейлор излучает настоящий магнетизм, доминируя в каждой сцене, даже если стоит отвернувшись. На её лице в миг отображается вся палитра чувств обиженной, отверженной, виноватой, но не сломленной женщины. Она не позволит обвести себя вокруг пальца, даже если это её последний вечер среди этих людей.

Элизабет Тейлор начала сниматься в «Кошке на раскалённой крыше» спустя три недели после гибели своего мужа Майка Тодда в авиакатастрофе того самого самолёта, каким тоже собиралась лететь.

Этот факт придаёт всем её монологам какой-то мистицизм – она уцелела, чтобы выбить себе место под солнцем, чтобы вернуть мужа и его любовь.

Две трети фильма Пол Ньюман только и делает, что пьёт и предаётся мрачным размышлениям. Зато в третьей части картины он, наконец, приходит в себя. Боль, которую на него обрушивает Мэгги и отец, выдёргивает его из фатальных мыслей, заставляя пройти через реальный катарсис.

Ньюман, актёр несколько отстранённого и холодного темперамента, в роли Брика бушует как вулкан.

Несомненно, хорош Берл Айвз («К востоку от рая») в роли Большого Па, тот, из-за которого всем пришлось сбросить маски и начать говорить правду.  Прежде всего, правду пришлось говорить самому патриарху, возможно, в первый и последний раз в своей жизни.

 

Чем это пахнет в комнате? Ты заметил, Брик? Ты заметил, какой омерзительный запах у лжи? Нет ничего сильнее, чем запах вранья. Ты сразу его заметишь – он пахнет смертью

Надо признаться, что если не знать некоторых аспектов пьесы, то гомосексуальный подтекст может запутать.

Почему они не говорят об этом прямо? Почему ходят вокруг да около? Брик отказывается спать с женой, потому что гей? А как же у них всё было раньше? Почему она продолжает за него цепляться?

Режиссёр не мог говорить об этом открыто в 1958 году.

Причём, Теннесси Уильямс, будучи сам геем, гораздо яснее выразил свои мысли в пьесе. Мэгги не только принуждает Брика говорить об этом, но и надеется на его ответные чувства. Эта сильная женщина начинает день с мужем, который её не хочет, и у которого нет шансов на получение части наследства. После смертельных схваток на всех фронтах сразу, она понимает, что по-прежнему желанна, а Брик остаётся в завещании отца.


Оцените, пожалуйста, статью: Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4 (Пока оценок нет)
Загрузка...

10 комментариев to Кошка на раскалённой крыше \ Cat On A Hot Tin Roof (1958) – режиссёр Ричард Брукс

  1. Катя:

    Она такая красивая!

    • georgina:

      Это правда, она очень красивая женщина. И очень талантливая, глубокая актриса. Люблю её Вирджинию Вулф.

  2. AlexSandra:

    Фильм потрясающий! Тейлор потрясающая! Ньюман потрясаюший! Вообще, у меня чувство, что с тем поколением мега-звезд вымерли и специалисты по кастингу аналогичного уровня. Или все-таки это режиссер решал?
    P.S. Когда вышел фильм Джоэла Шумахера ” Время убивать” с Макконахи и Буллок , читала в одном журнале о кино, что Макконахи ждет слава Ньюмена. Один типаж и т.д.
    Макконахи хороший актер, но,по-моему, ему до сих пор до Пола Ньюмена как от моего Сарова до Киева пешком.

    • mika77:

      Наберусь нахальства и процитирую Вас : “Вообще, у меня чувство, что с тем поколением мега-звезд вымерли и специалисты по кастингу аналогичного уровня. Или все-таки это режиссер решал?”
      Наберусь наглости и отвечу : у современных режиссеров и сценаристов три музы , три напасти : фикция, профанация и прострация – именно в таком порядке, я настаиваю. Суть современного кинематографа , не в том, что снимать некого , а в том что снимают Чушь Неземную, неактуальные жизненные ситуации, обыгрывают все с таким количеством спецэффектов, овкусняя дерьмовый сценарий 3D эффектами, как помои при помощи глутамата натрия.
      Макконахи сниматься не в чем, что бы дало нам понять весь спектр его таланта, все в чем он снимается чушь Петровна, это как если бы Николай Максимович Цескаридзе , дай Бог ему здоровья, стал играть в третьесортном бульварном мьюзикле на подтанцовке. Королевство маленькое, негде развернутся. Да , согласна актеры сами соглашаются сниматься в разного рода фуфлыжных фильмах, но это кинобизнес. Актер подневольная профессия, всю жизнь между Сциллой И Харибдой – с одной стороны деньги и слава , с другой желание реализоваться в талантливых фильмах, которых маловато. Не обижайтесь, если мой коммент задел, но так уж я это вижу.

      • georgina:

        Вы совершенно правы и трудно с Вами не согласиться.
        Мне кажется, мы становимся свидетелями заката кинематографа в том виде, какой любим с Советских времён. Голливуд ориентирован на подростков, поэтому рассчитывать на глубокие психологические фильмы не приходится.

      • AlexSandra:

        Не обижаюсь абсолютно. В принципе, согласна, что таланту сложно найти хороший сценарий, чтобы показать себя.
        Всегда можно обратиться к классике. Вот Маккуин взял малоизвестные “мемуары” Соломона( книгу не читала, но судя по фильму, это крик души и исповедь, поэтому мемуары взяла в кавычки), собрал талантливейших актеров , и получился”Лучший фильм года”. Правда, я из тех, кто понравившуюся книгу готов в различных вариантах экранизаций пересматривать бесконечно. Georgina это заметила давно.
        Georgina, к сожалению, согласна с тобой,это закат.

  3. mika77:

    Ух, ты, надо же как статья в руку! Недавно перечитывала “Кошку…” и слушала радиоспектакль с Аллой Балтер (озвучивала Мэгги). Фильм тоже смотрела. Для своего времени это произведение было шоковым. А сейчас …Лично у меня вызывает недоумение этот весь сыр-бор с наследством и выяснением отношений между Мэгги и Бриком. Зачем ей это балласт? Позволю себе вольность процитирую: ” Эта сильная женщина начинает день с мужем, который её не хочет, и у которого нет шансов на получение части наследства. После смертельных схваток на всех фронтах сразу, она понимает, что по-прежнему желанна, а Брик остаётся в завещании отца.”
    Ну и… Ключевое слово -сильная. Я (никого конечно не стараясь убедить) рассматриваю любой любовный союз через призму партнерства и единства интересов в паре не ущемляющих однако, личности каждого по отдельности , здесь же… ну по ощущениям Мэгги – это донор, донор жизнелюбия, жизненной стойкости, прагматизма. Вопрос -сколько протянут? Родить ребенка от мешка тягостных воспоминаний, всю жизнь вдыхать в него радость жизни , как в продырявленный мяч? Так он все равно сифонит, мартышкин труд. Деньги проедят ( Брик не в состоянии не то что умножить, то что останется от отца, но даже поддержать все , что досталось на должном уровне) , и все дальше тишина и нищета. Лучше бы осталось все на оборот, братец -делец остался главным наследником, а Брик-никчемушка с пожизненной рентой, сидел бы себе попивал, копошился бы в своих воспоминаниях о былом счастии. А Мэгги… волчице нужен волк, а не пудель при кормушке. Закон природы – от пуделей волчицы потомство не приносят. Спасибо за статью, очень важные вопросы подняли.

    • georgina:

      Очень люблю Ваши пространные комментарии и прошу Вас продолжать в том же духе.
      Совершенно согласна с Вами по поводу сомнительной победы Мэгги – это Пиррова победа. Я надеюсь, что она его перешагнёт. Но деньги Большого Па, его плантации, заводы нужны ей. Помните, как она говорит, что не хочет больше бедствовать. Теннесси Уильямс однобоко смотрел на женщин (а мужчин тем более!), ему важнее всего показать психологическую схватку, вывернуть все чувства наизнанку, привести героев к краю бездны. Мне кажется, ему наплевать, как они будут существовать дальше – он столкнул их лбами и бросил.

  4. georgina:

    Вы упомянули Аллу Балтер в радиопостановке. А вы видели её в этом спектакле театра Маяковского? Ничуть не хуже Голливуда!
    http://video.yandex.ru/users/int-gold/view/504/?cauthor=int-gold&cid=1

    Алла Балтер-Маргарет
    Александр Мартынов-Брик
    Светлана Немоляева-Мэй
    Татьяна Карпова-Большая Ма
    Армен Джигарханян-Большой Па
    Александр Шворин-Тукер
    Эммануил Виторган-Гуппер

    • mika77:

      К сожалению этот спектакль в данном составе не видела, попробую восполнить.Спасибо за ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *