Африканская королева \ The African Queen (1951) – реж. Джон Хьюстон

Когда писала пост, посвящённый кинематографическому клану Хьюстон, вспомнила о великолепной картине «Африканская королева». Это невероятная любовная история  развернулась на побитой бурями посудине, чьё название вынесено в заголовок фильма. Любовь вспыхивает между людьми, которые настолько противоположны, что если бы не экстремальные события, они бы и не посмотрели друг на друга. Шесть лет спустя режиссёр Джон Хьюстон вернулся к теме зарождения любви при чрезвычайных обстоятельствах в замечательном фильме «Господь знает, мистер Аллисон».


На континенте громыхает война, а в Восточной Африке британские миссионеры брат и сестра Сейер наставляют на путь истинный варварские племена бушменов. Вся связь с остальным миром сводится к контактам с Чарли Олнатом (Хамфри Богарт), который привозит в миссию газеты и провиант на своей «Африканской королеве». Чарли насквозь пропитан джином и папиросным дымом, неухожен и знает жизнь без прикрас. Миссионерка Роуз явно презирает его и так бы это её высокомерие сохранялось и расцветало дальше, не свались на миссию германская часть. Солдаты сожгли деревню, от переживаний брат Роуз умирает, ей ничего не остаётся делать, как прибиться к немытому и нечёсаному капитану «Африканской королевы». С большим трудом парочка приноравливается друг к другу, находясь в состоянии клаустрофобии. Но для того и разместил режиссёр своих героев в крошечном пространстве лодчонки, чтобы мы ощутили их взаимное смущение и сближение как неотвратимость.

Выясняется, что эти двое имеют кое-что общее, например, патриотизм. Оказывается, Роуз очень смелая и надёжная женщина, и в с ней можно идти в разведку. Взглянуть по-другому на товарища по несчастью заставило именно несчастье. Медленно, но верно Чарльз и Роуз находят в себе скрытые резервы, которые растапливают слегка заледенелые сердца, заставляя совершать героические поступки.

Хамфри Богат, грязный, потный, часто пьяненький, царит в этом неожиданном тандеме. Эта роль выпадает из привычных образов Богарта, самоуверенных, прагматичных мачо, объектов восхищения и желания. Его Чарльз не очень уверен в себе, им легко манипулировать, и Роуз быстро раскусила, как добиться своего.

Роуз Сейер в исполнении великой актрисы Кэтрин Хёпберн преображается на наших глазах – холодная и чопорная в миссии, она открывается новыми гранями в опасной поездке с Чарли. Она обладает быстрым и расчётливым умом и способна на озорство, и даже подвиг. Она всегда на шаг впереди медлительного и сомневающегося Чарли, но при этом она тактично даёт ему возможность маневрировать и сохранять лицо.

Нельзя не сказать пару ласковых слов о разухабистой посудине, которая, несомненно, является также действующим лицом картины. Эта лодка прекрасна, она свела вместе чудесную пару, которая, вероятнее всего, никогда бы не сошлась на элитной яхте. Полностью идентифицируясь со своим капитаном, она так же, как и он, слой за слоем, сбрасывает с себя неприглядные одежды, превращаясь в героический крейсер.

Начинаясь как простая история, картина быстро перерастает в рассказ о скрытом потенциале человека, его возможностей перед лицом опасности, его способности к жертвенности и героизму. Хьюстон никогда не рассказывал пустых любовных историй, возможно, ещё и поэтому его картины так восхищают и спустя более полувека.

2 комментария to Африканская королева \ The African Queen (1951) – реж. Джон Хьюстон

  1. Волан:

    А для Одри Хёпберн она кто? Неужели просто однофамилица?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *