Шелкопряд \ The Gypsy Moths (1969) — реж. Джон Франкенхаймер

Обожаю такие фильмы, как «Шелкопряд», когда персонажи настолько интересны, что хочется думать о том, как же сложится их жизнь после финальных титров. В «Шелкопряде» вновь встретились Берт Ланкастер и моя любимица Дебора Керр. И как встретились! Словно вернулись к самой известной любовной сцене из хита 1953 года «Отныне и вовеки веков».

Фильм «Шелкопряд» (непонятно, почему в единственном числе) будет очень любопытен всем, кто замирает при виде людей, прыгающих с парашютом, скайдайверов. Сразу вспоминается шедевр в этой теме – «На гребне волны», где персонажи Патрика Суэйзи и Киану Ривза постоянно подпитывались адреналином смертельных трюков. Такие трюки являются главным манком всех зрелищ.

 

Трое скайдайверов сбились в маленькую группу ради денег. Неизвестно, что предшествовало такому решению. Ясно только одно – они далеко не новички в небе, хотя у каждого своё отношению к такому способу заработать. Самый старший из них Майк Реттиг (Берт Ланкастер).

Практически молчун с непроницаемой маской на лице, но его присутствие создаёт атмосферу надёжности в их трио. Самый младший, Малькольм (Скотт Уилсон), хлебнул горестей за свою короткую жизнь. Его история обрастёт фактами по мере развития сюжета. Для него их шоу это своеобразный способ убежать от обыденности и подняться над своими сомнениями.

Джо Броуди (Джин Хэкмен) весь состоит из бравады, за которой кроется постоянный страх, что однажды смерть настигнет его в полёте. Но деньги заставляют его подниматься в небо снова и снова.

Они приезжают в маленький городок в Канзасе, чтобы показать своё смертельное шоу в День независимости. Тут-то и открывается, что для Малькольма город далеко не чужой – он здесь родился и жил до 12 лет, пока не погибли родители в автокатастрофе. Здесь продолжает жить родная тётка, Элизабет Брэндон (Дебора Керр). Малькольм очень неохотно решается навестить Брэндонов вместе с товарищами. Встреча с родным человеком даётся обоим непросто — в её лице буря эмоций – от радости до жалости и стыда.

Всё это разъяснится позже и вызовет вопросы к Брэндонам, к самой себе: «А как бы я поступила в подобной ситуации?»

Элизабет замужем за бесстрастным человеком. Или он старается показаться таким неприятным и безучастным.

Его ситуация тоже не из лёгких. Он живёт с женщиной, которая не только не любит его, но и презирает настолько, что ложится в постель с другим у него на глазах. Эта сцена вызывает сильное неприятие, пока не узнаёшь, что толкает Элизабет к таким поступкам. То, как Дебора Керр преподносит образ Элизабет, чувствуешь физически её напряжение, агрессивность, цинизм.

Её тошнит от такой жизни, но и менять она ничего не хочет – ведь всё так комфортно, богато, размеренно и предсказуемо. Её короткая любовь с Майком это жест отчаяния, но его предложение уехать с ним она не приняла. И то, что случилось несколько часов спустя, это как похороны и её надежд на какие-то изменения.

Для меня Майк остаётся сплошной загадкой. Кто он? Откуда такое презрение к смерти? Он выполняет смертельный трюк с прицепленными крыльями летучей мыши, зная, что рискует ради дешёвого зрелища. И  что-то ещё кроется в его играх со смертью. Очень личное.

Что скрывается за таким много повидавшим и пожившим лицом? Что толкнуло его к Элизабет? Сдержанная игра Берта Ланкастера только усиливает желание раскусить суть Майка.

Совсем непрост Джо Броуди. Джин Хэкмен – изумительный актёр. До поры до времени его Броуди находится в тени Майка. Он знает, что его не уважает Малькольм, ощущая двойственность характера Броуди. Как, например, сочетается в человеке набожность и секс со стриптизёршей? Большой монолог Броуди накануне прощального шоу открывает его неожиданную сторону, честность.

Он не побоялся рассказать о своём печальном опыте прыжка с крыльями, а это значит, что он боялся за Малькольма. Боялся, что может потерять и его тоже.

Малькольм не избавился от юношеского максимализма. Он несёт свои душевные раны сквозь всю историю. Он – сплошной вызов и только и ждёт, чтобы схлестнуться с Броуди, которого не ставит ни в грош. Для него герой один – Майк. Майк является и неосознанным примером отца, каким бы тот мог быть останься в живых. Сцена между Малькольмом и Майком перед последним полётом трогает до слёз: «Только не опоздай к обеду». Майк в этой тройке непререкаемый авторитет, и он пользуется им всегда точно и по назначению. На обвинения Малькольма в трусости Броуди, Майк спрашивает: «А ты когда-нибудь видел, как он потел от страха?» Преодоление страха — их ежесекундное состояние, и каждый делает это по-своему.

После шоу в Канзасе Броуди попробует силы в чём-то другом: «Я поеду на Запад. В Голливуд». Элизабет отвечает на молчаливый вопрос мужа: «Он предлагал мне уехать с ним. Я пришла в ужас от этого предложения» — значит снова в комфортную зону.

Малькольм покидает ненавистный город, с которым у него отныне связана не только смерть родителей и потерянное детство, но и смерть ещё одного дорого человека. Теперь он готов идти по жизни без посторонней помощи. Даже девушка, которая ему очень понравилась, не заставит его изменить решение. Он, наконец, вырос.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *