Обожаю такие фильмы, как «Шелкопряд», когда персонажи настолько интересны, что хочется думать о том, как же сложится их жизнь после финальных титров. В «Шелкопряде» вновь встретились Берт Ланкастер и моя любимица Дебора Керр. И как встретились! Словно вернулись к самой известной любовной сцене из хита 1953 года «Отныне и вовеки веков».
Фильм «Шелкопряд» (непонятно, почему в единственном числе) будет очень любопытен всем, кто замирает при виде людей, прыгающих с парашютом, скайдайверов. Сразу вспоминается шедевр в этой теме – «На гребне волны», где персонажи Патрика Суэйзи и Киану Ривза постоянно подпитывались адреналином смертельных трюков. Такие трюки являются главным манком всех зрелищ.
Трое скайдайверов сбились в маленькую группу ради денег. Неизвестно, что предшествовало такому решению. Ясно только одно – они далеко не новички в небе, хотя у каждого своё отношению к такому способу заработать. Самый старший из них Майк Реттиг (Берт Ланкастер).
Практически молчун с непроницаемой маской на лице, но его присутствие создаёт атмосферу надёжности в их трио. Самый младший, Малькольм (Скотт Уилсон), хлебнул горестей за свою короткую жизнь. Его история обрастёт фактами по мере развития сюжета. Для него их шоу это своеобразный способ убежать от обыденности и подняться над своими сомнениями.
Джо Броуди (Джин Хэкмен) весь состоит из бравады, за которой кроется постоянный страх, что однажды смерть настигнет его в полёте. Но деньги заставляют его подниматься в небо снова и снова.
Они приезжают в маленький городок в Канзасе, чтобы показать своё смертельное шоу в День независимости. Тут-то и открывается, что для Малькольма город далеко не чужой – он здесь родился и жил до 12 лет, пока не погибли родители в автокатастрофе. Здесь продолжает жить родная тётка, Элизабет Брэндон (Дебора Керр). Малькольм очень неохотно решается навестить Брэндонов вместе с товарищами. Встреча с родным человеком даётся обоим непросто — в её лице буря эмоций – от радости до жалости и стыда.
Всё это разъяснится позже и вызовет вопросы к Брэндонам, к самой себе: «А как бы я поступила в подобной ситуации?»
Элизабет замужем за бесстрастным человеком. Или он старается показаться таким неприятным и безучастным.
Его ситуация тоже не из лёгких. Он живёт с женщиной, которая не только не любит его, но и презирает настолько, что ложится в постель с другим у него на глазах. Эта сцена вызывает сильное неприятие, пока не узнаёшь, что толкает Элизабет к таким поступкам. То, как Дебора Керр преподносит образ Элизабет, чувствуешь физически её напряжение, агрессивность, цинизм.
Её тошнит от такой жизни, но и менять она ничего не хочет – ведь всё так комфортно, богато, размеренно и предсказуемо. Её короткая любовь с Майком это жест отчаяния, но его предложение уехать с ним она не приняла. И то, что случилось несколько часов спустя, это как похороны и её надежд на какие-то изменения.
Для меня Майк остаётся сплошной загадкой. Кто он? Откуда такое презрение к смерти? Он выполняет смертельный трюк с прицепленными крыльями летучей мыши, зная, что рискует ради дешёвого зрелища. И что-то ещё кроется в его играх со смертью. Очень личное.
Что скрывается за таким много повидавшим и пожившим лицом? Что толкнуло его к Элизабет? Сдержанная игра Берта Ланкастера только усиливает желание раскусить суть Майка.
Совсем непрост Джо Броуди. Джин Хэкмен – изумительный актёр. До поры до времени его Броуди находится в тени Майка. Он знает, что его не уважает Малькольм, ощущая двойственность характера Броуди. Как, например, сочетается в человеке набожность и секс со стриптизёршей? Большой монолог Броуди накануне прощального шоу открывает его неожиданную сторону, честность.
Он не побоялся рассказать о своём печальном опыте прыжка с крыльями, а это значит, что он боялся за Малькольма. Боялся, что может потерять и его тоже.
Малькольм не избавился от юношеского максимализма. Он несёт свои душевные раны сквозь всю историю. Он – сплошной вызов и только и ждёт, чтобы схлестнуться с Броуди, которого не ставит ни в грош. Для него герой один – Майк. Майк является и неосознанным примером отца, каким бы тот мог быть останься в живых. Сцена между Малькольмом и Майком перед последним полётом трогает до слёз: «Только не опоздай к обеду». Майк в этой тройке непререкаемый авторитет, и он пользуется им всегда точно и по назначению. На обвинения Малькольма в трусости Броуди, Майк спрашивает: «А ты когда-нибудь видел, как он потел от страха?» Преодоление страха — их ежесекундное состояние, и каждый делает это по-своему.
После шоу в Канзасе Броуди попробует силы в чём-то другом: «Я поеду на Запад. В Голливуд». Элизабет отвечает на молчаливый вопрос мужа: «Он предлагал мне уехать с ним. Я пришла в ужас от этого предложения» — значит снова в комфортную зону.
Малькольм покидает ненавистный город, с которым у него отныне связана не только смерть родителей и потерянное детство, но и смерть ещё одного дорого человека. Теперь он готов идти по жизни без посторонней помощи. Даже девушка, которая ему очень понравилась, не заставит его изменить решение. Он, наконец, вырос.