Я мало видела фильмов про цирк, и мне нечем особо похвалиться. Из недавних фильмов о цирке – «Величайший шоумен» с Хью Джекманом. Ещё вспоминается жуткий, но впечатляющий триллер «Аллея кошмаров». Давно собираюсь посмотреть главный фильм о цирке «Величайшее шоу мира» (1952) Сесила ДеМилля. Снова я вернулась к «Трапеции» (пересмотрела картину после 90-х, когда получила кассету в подарок из Америки), чтобы прикоснуться именно к хорошо сыгранной истории, где цирк с его разнообразным населением стал волнующим фоном для любовного треугольника.
Мне нравится, как стремительно началась история – главный герой, Майк Риббл (Берт Ланкастер) выполняет тройное сальто, падает на сетку, а с неё прямо на арену. Падение приводит к инвалидности – теперь он годится только на то, чтобы закреплять канаты и страховки для других акробатов.
На арене мельтешит множество таких, среди них Лола (Джина Лоллобриджида) с непомерно затянутой талией. Как она дышит, не знаю. Но до поры до времени Майк не обращает на неё никакого внимания, она – лишь очередной номер в цирке. Зато его вниманием пытается завладеть Тони Орсини (Тони Кёртис), молодой, амбициозный летающий акробат. Он прибыл в Париж специально найти Риббла, выучиться у него тройному сальто в полёте и стать седьмым акробатом в мире, владеющим таким трюком.
Майк не хочет учить Тино, он слишком погрузился в свои несчастья, чтобы всё начинать сначала – бутылка и трость его самые надёжные подпорки в жизни после травмы. Но Тони настойчив, и Майк сдаётся. Отношения учитель-ученик захватывают обоих и меня, зрителя, что очень важно. Камера наезжает на актёров, проделывающих в воздухе немыслимые кульбиты – всё это выполняется самим Бертом Ланкастером в замечательной своей форме, бывшим цирковым акробатом.
Тяжёлая травма прервала его собственную цирковую карьеру, открыв дорогу на актёрский олимп. Можно сказать, что история Майка Риббла прожита Ланкастером всеми нервами. И это ощущается. Он нигде не переигрывает. Во время съёмок «Трапеции» Ланкастеру 43 года, он почти в два раза старше себя в «Убийцах», но кажется, что всё наоборот. Его партнёру Тони Кёртису 31 год и впереди у него самые успешные картины – «В джазе только девушки», «Спартак», «Большие гонки».
Актёры показывают, как возникает доверие между ловцом и летящим, что является определяющим в таком опасном номере, который они выполняют под куполом цирка. Это товарищество, даже братство проходит жесточайшее испытание, когда появляется женщина.
Правдами и неправдами Лола буквально входит клином в тандем Майка и Тони. Ей надо встать в номер и заработать денег, иначе снова на улицу, снова поиски работы. Это мы узнаём из её жалоб Майку. Она крутится, как уж на сковородке, чтобы понравиться хозяину цирка и выйти на арену. Пусть даже ценой разрушенной мужской дружбы. Её поступки не вызывают симпатии. Для меня она остаётся если не отрицательным персонажем, то малопривлекательным, несмотря на свою сногсшибательную внешность. Она сталкивает лбами мужчин, заставляя их ревновать и ненавидеть друг друга. Совсем непонятно, кого же она любит по-настоящему. И любит ли вообще? Хотя финал картины внушает некоторый оптимизм, что она искренна хотя бы в отношении одного.
Интересно показаны взаимоотношения цирковых людей – прежняя подруга Майка, Роза (Кати Хурадо), всё ещё надеется, что он к ней вернётся. Влюблённая и страдающая, она отлично чувствует, как сложились обстоятельства в треугольнике.
Властный и бессердечный хозяин цирка Бульони (Томас Гомес) в постоянном страхе, что его лучших циркачей перекупят конкуренты. Трогательны ковёрные клоуны, карлики. Они переживают, что потихоньку растут, а это значит, могут потерять работу. Кому нужны рослые карлики?
Мне понравилась ностальгическая атмосфера картины – такой цирк практически уходит в прошлое – животные в цирке тяжёлое зрелище, когда известна вся подноготная их подготовки к нашему походу на развесёлое представление. Лошади, прыгающие через горящее кольцо и ломающие ноги, львы, нападающие на людей, огромные слоны в тесных клетках. И этот невыносимый запах цирка, который словно пропитал все стены и сочится с экрана. Я не думаю, что сегодня повела бы своих детей в цирк. Разве что на летающих акробатов, таких, как Майк Риббл и Тони Орсини. А это, согласитесь, уже совсем другой цирк.
Ещё одна совершенно закрытая в себе система. Никогда не любила. Хотя человеческий цирк Дю Солей очень красивый, но разве и там люди не расходный материал? Правда люди могут выбирать, а животные нет.
Согласна. И думала об этом, когда писала пост. Там, где замешан постоянный риск и для людей тоже, тяжёлое будет зрелище.