Капитан из Кастильи \ Captain from Castile (1947) – реж. Генри Кинг

«Капитан из Кастильи» – роскошная историческая картина в духе «Клеопатры» или «Бен Гура». К великому сожалению, за её помпезностью и гламуром совсем потерялась человеческая история, а на первый план вылез Кортес со своими задачами, которые мне совсем не нравятся – ненавижу тему инквизиции и  завоевания индейцев.

Смотрела этот фильм только из-за любви к Тайрону Пауэру – брожу по его приключенческим ролям, иногда с удовольствием, иногда, сжав зубы. «Капитан из Кастильи» мог бы встать в один ряд с его «Чёрным лебедем», «Знаком Зорро» или “Историей Бенджамина Блейка“, но отправится на полочку к «Чёрной розе».

И всё же, хочется разобраться в своих впечатлениях от этого двухчасового с лишним эпика, где огромные массы актёров статистов передвигаются по суше и по морю, где злодеи рубятся за злато, а Педро Де Варгас  (Тайрон Пауэр) нашёл свою любовь, где и не думал.

История начинается в Испании, где юный Педро из благородной семьи переходит дорогу инквизитору Диего Де Сильве (Джон Саттон), спасает от него индейца раба, а потом прогоняет его солдат. Де Сильва служит главному инквизитору и начинает преследовать семью Педро и его самого.

Отец, мать и сестра арестованы и обвинены в ереси, девочка умирает на дыбе.

Педро и его родителям помогают бежать друзья. Среди них его случайная знакомая девушка Катана Перес (Джин Питерс).

Катана –крестьянка, но сердобольный Варгас готов помочь любому, кому нужна защита. Настала её очередь помочь ему. Семью тайно переправляют в горы, откуда они могут плыть в Италию или Мексику. Отец с матерью отплывают в Италию, и больше о них ни слуху и ни духу. Педро Варгас со своим испанским другом Гарсией (Ли Дж. Кобб) и Катаной нанимается в отряд Кортеса, чтобы отправиться в новые земли за золотом.

Честно признаюсь, мне неприятно, что Варгас служит у Кортеса, слишком это одиозная фигура, чтобы не отбрасывать тень на всех персонажей вокруг себя. Любой благородный поступок Педро в ранге капитана армии конкистадоров сразу меркнет и обесценивается. Интересно, что об этом же самом ему говорит индеец, которому он когда-то помог бежать: «Мы не завоёвывали вашу землю и не уничтожали ваших богов, поэтому знайте, хоть вы и мой друг, но я буду с вами сражаться за свою землю». Педро покорно с ним согласился и никаких выводов не сделал.  Show must go on.

Так как меня интересовала только линия Педро и Катаны, то я с нетерпением ждала их совместных сцен, которых было не очень-то много. Педро оставил в Испании наречённую, красивую девушку Луизу (Барбара Лоуренс), её кружевной платок он носит в рубашке у самого сердца, прикасаясь к нему в краткие минуты покоя.

Катана, сгорая от любви к юноше, обращается к знахарю в их лагере, чтобы он помог ей приворожить парня. Знахарь даёт ей кольцо для смеха, снабжая его чудодейственными свойствами.

В темпераментном танце Варгас осознаёт, что любит эту девушку.

Она думает, что это из-за кольца и с ненавистью бросает его знахарю. Но Педро убеждает, что это не так. Они идут к священнику отцу Ромеро за благословением и с этой минуты живут вместе.

Что меня больше всего смутило в этом гигантском полотне? Какая-то невнятность и незаконченность во всём – представитель инквизиции Де Сильва по какому-то наитию плывёт в Мексику вслед за армией Кортеса, чтобы продолжать преследовать Варгаса. Педро не добил его во время схватки в испанской тюрьме, тот выздоровел и даже женился на невесте Педро, Луизе. Всё, платок можно выбросить.

Де Сильва неудачный злодей, в нём нет силы и напора, вдобавок он был так быстро заколот, не проявив ни солдатского рвения, ни религиозного фанатизма, что я была огорошена.

Экспедиция конкистадоров состоит из каких-то показательных выступлений туда-сюда.

Подготовка к сражению с Монтесумой сошла на нет, битвы не будет. Сцен с Кортесом (Сесар Ромеро) слишком много, они нудно повторяются, забивая все остальные линии. Название фильма можно смело переименовать в «Кортеса из Кастильи».

Издержки сценария проявляются на каждом шагу. Часто сценарист не удосуживается даже перебросить словесный мостик между сценами. К примеру, Педро, его друг Гарсия и Катана спаслись от преследователей в Испании, бросившись в горную реку. Через какое-то время мы видим девушку и юношу, сидящими на берегу. Она жарит утку, он сидит рядом. Ни слова о Гарсии. Куда он пошёл? Зачем он пошёл? Через некоторое время чел возвращается в сутане (?) и с мешком еды. Он-де, ходил в деревню и разведал об экспедиции Кортеса.

Таких моментов немало. Опять же ничего о родителях, отплывших к итальянским берегам. Хоть бы для красного словца вставили какую-то реплику. Табу.

Отношения Катаны и Педро показаны так холодно и отстранённо, что не верится, что они вообще смогли зачать ребёнка. По правде говоря, я не узнала своего любимца Тайрона Пауэра, он такой деревянный, такой холодный, словно между ним и Джин Питерс стена или пропасть. Я видела её в нескольких картинах («Вождь краснокожих и другие», «Три монеты в фонтане») и без особого энтузиазма к ней отношусь, но в здесь она явно старается. В ней есть страсть, порывистость, бесшабашность.

Пожалуй, Тайрон староват для неё – ей всего 21, и это ощущается. Ему 33 и это тоже ощущается.

Итак, свой приговор я вынесла в самом начале поста – кошмарный сценарий и размер картины. Всё остальное пронеслось в фарватере этих главных недостатков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *