Я просто обожаю приключенческие фильмы! Мне не особенно важно, в какую эпоху занесут меня приключения. Важно, насколько интересна история, как хороши главные персонажи, сумеют ли они вовлечь меня в свою жизнь. К великому сожалению, фильму «Мунфлит» Фрица Ланга не хватило чуть-чуть того и чуть-чуть этого. Самым существенным минусом для меня стал персонаж, вокруг которого и крутятся все события «Мунфлита».
Знаю, как трудно найти ребёнка, чтобы он смог не наигрывать, а просто быть. Вспоминаю многих детей, главных героев фильмов, и очень меня радует, когда такой ребёнок обнаруживается. Десятилетний актёр Джон Уайтели в роли Джона Мохуна, на мой взгляд, не самый удачный выбор. Ему трагически не хватает обаяния. Он делает заданные лица, пытается изобразить эмоции, но безуспешно. Поэтому в крупных планах за него отдуваются взрослые актёры, а мы видим лишь затылок мальчишки. Интересно, что он сыграл только в двух фильмах после «Мунфлита», хотя прожил долгую жизнь. Похоже, режиссёрам поднадоела его одинаковость.
Фильм «Мунфлит» поставлен по роману Дж. Мида Фолкнера и даже в кратком пересказе сюжета в Википедии понятно, как мало оставили сценаристы от литературного источника. Книга была просто переписана заново, её главные герои ушли на задний план, а вперёд выдвинулись вновь созданные, например, Джереми Фокс. То ли роль была специально придумана для Стюарта Грейнджера, у которого в этот момент наступил зенит славы, то ли режиссёру просто захотелось импровизаций на фоне известной книги. В картину шагнули персонажи двухмерные, картонные. Такое чувство, что и актёры играют их устало и с отвращением. Это совсем не относится к Грейнджеру, он блистателен в своём амплуа героя-любовника, но бедный Джордж Сэндерс в образе лорда Эшвуда настолько апатичен и скучен, что, зная, как закончил свою жизнь актёр, мне думалось: «Зачем множить такие роли? Не лучше остановиться и придумать другой род занятий? Например, выращивать тыквы!» Расскажу вам немного о Джордже Сэндерсе – будущий актёр родился в Санкт-Петербурге в 1903 году в семье богатых английских промышленников. После революции семья сбежала в Англию, где и началась карьера Сэндерса. Он покончил собой в 65 лет, оставив такую посмертную записку: «Дорогой мир, я ухожу, потому что мне скучно. Я чувствую, что прожил долгую жизнь. Я оставляю вас с вашими заботами в этой сладкой помойке. Удачи!»
Мне нравится этот актёр в замечательной драме «Всё о Еве», в отличных приключенческих фильмах «Чёрный лебедь» и «История Бенджамина Блейка»). Он очень убедителен в роли хитрого ловеласа в «Призраке и миссис Мьюр». Это актёр очень богатой палитры. Что его заставляло соглашаться на никчемные роли, непонятно. Скука…
Ещё более картонные женские персонажи. Жена лорда Эшвуда влюблена в Джереми Фокса настолько, что крутит роман прямо под носом у мужа.
Все эти её приёмчики, безудержное кокетство, капризный тон и губки бантиком, всё переиграно сто раз в других фильмах и ничего нового в этом нет. Пустой персонаж.
Нагоняет на себя таинственность любовница Джереми Фокса, миссис Минтон, этакая femme fatale.
Кто она такая, откуда явилась, куда уйдёт – глубоко неинтересно. Она страдает от ревности, понимая, что Фокс использует её как девку. Она злится и готова мстить за его любовь к умершей женщине Оливии Мохун, матери маленького Джона.
Зато мне понравилась женщина из народа, цыганка, которую привёл к себе на вечеринку Джереми Фокс. Сцена, когда цыганка словно отдаётся Джереми во время своего танца, замечательно сыграна. Страстно, по-цыгански.
Актриса Лилиан Монтевечи очень красивая и живая, в отличие от кукол из высшего общества.
Ни к селу, ни к городу сцены Джона и Грейс, дочери жестокого и беспощадного мирового судьи. Грейс – ведущий персонаж в книге, но зачем было тащить её в фильм, если от романа остались одни рожки да ножки?
Так как фильм о контрабандистах, не могу не отметить Шона Макклори в роли одного из них, Блока. Этот человек является героем номер один в романе «Мунфлит». Именно он сопровождает Джона Махуна в его поисках знаменитого алмаза короля Карла I, который украл предок мальчика. Но так как в фильме Блока перевели на третью базу, то и роль его скукожилась до нескольких сцен. Он превратился в оппонента Джереми Фокса, его врага. Чтобы как-то приподнять этого персонажа из полного забытья, ему дали сцену сражения с Фоксом. Это ещё один отличный эпизод в фильме.
И, наконец, о том, ради кого я смотрела «Мунфлит» — Стюарт Грейнджер. Повторюсь, исторический костюм он носит с блеском, сам в отличной форме, хорош в бою и в движении. С появлением в его жизни Джона, сына женщины, которую он продолжает любить, его жизнь, наконец, приобретает некий смысл. И не только в том, чтобы отыскать алмаз и обогатиться. Законченный эгоист, светский повеса и прожигатель жизни, он в первый раз начинает думать о ком-то другом.
Грейнджер в этой роли даёт повод для размышлений. Он хорошо играет горечь, и даже боль. Причём, это не наигрывание лицом, а наоборот, остановившийся взгляд, опущенные плечи. Его герой прошёл тяжёлый путь до того, как оказался в деревеньке Мунфлит и объединил контрабандистов.
Итак, мой вердикт – при моей любви к Фрицу Лангу («Женщина в окне», «Улица Греха», «Пока город спит», «По ту сторону разумного сомнения», «Сильная жара«, «Синяя гардения«), я уверена, что приключенческий жанр не его стихия. Ему лучше удаются триллеры в жанре нуар. Стюартом Грейнджером осталась довольна.
Фильмы с участием Стюарта Грейнджера: