Ещё один фильм Фрица Ланга. Смотрела его по советам поклонников Дэны Эндрюса, куда и себя отношу. Кто-то написал, что «Пока город спит» гораздо лучше, чем «По ту сторону разумного сомнения». Ой, нет! Категорически не согласна. Во-первых, не люблю маньячную тему.
Во-вторых, Дэна так много пьёт в течение всего повествования, что отказываюсь понимать, как он вообще держится вертикально. В-третьих, очень скучно рассказана история журналистского сообщества, а некоторые персонажи словно шагнули из водевиля, что явно выбивается из мрачной темы с серийным маньяком.
С другой стороны, может так и было задумано… Кстати, что ещё делал преступник со своими жертвами, скромно умалчивается. И здесь, как говорится, каждый включает свою фантазию. Я остановилась на банальном воровстве))
Дэна Эндрюс, великолепный Дэна Эндрюс из сногсшибательного триллера «Падший ангел», в роли журналиста, который не хочет участвовать в гонке за место главного редактора в крупной газете «Нью-Йоркский страж».
Эту гонку организовал никчемный наследник после внезапной смерти отца.
Кайн младший (Винсент Прайс) – гуляка, не вникающий в газетный бизнес, для которого светские тусовки и шопинг жены гораздо интереснее журналистики. Кроме того, он полный нарцисс, упивающийся своим бездельем. Смехотворна сцена у него дома, где он играет в гольф, а жена загорает. Так и просится на язык слово «понты».
Эд Мобли (Дэна Эндрюс) издевается в открытую над новым шефом, ему не надо заискивать перед ним, поскольку он в любой момент готов покинуть газету. Его уважают коллеги за профессионализм и честность. Вроде весть коллектив работает на общее дело, но внутренний раздрай напоминает серпентарий – каждый сам за себя и в любой момент может подставить ножку. Мобли симпатизирует свободной журналистке Милдред (Ида Лупино), но более серьёзные чувства у него к секретарше Марка (Джордж Сэндэрс), Нэнси.
Нэнси (Сэлли Форрест) – серая мышка, очень правильная девушка, без всяких там глупостей — никакой постели без женитьбы. Решение Эда, наконец-то, оформить отношения в виде помолвки кажется вымученным.
Но это не мешает ему напиться с Милдред и отправиться к ней домой на кофе. Думается, там был не только кофе, потому что уже на другой день журналистка разболтала всем о жарком свидании с помолвленным. Смешно слышать, как все обсуждают, якобы, его поцелуи с Милдред в такси. Взрослый мужчина отчитывается перед Нэнси и своим товарищем из полиции о невинном (?) поцелуе. Всё это вносит разногласия в отношения влюблённых и, по правде, очень уводит в сторону от расследования. А расследования-то и нет — всё вращается вокруг мелких улик и, похоже, у полиции только одна надежда, когда же Дэна прекратит пьянствовать и покажет маньячине кузькину мать. То есть, выполнит их работу.
Производственные и личные дрязги перекрывают многократно тему маньяка, орудующего в самом сердце Нью-Йорка. Газеты бьются за то, чтобы первыми опубликовать сенсацию. Маньяк (Джон Бэрримор мл. из огромного клана великих Бэрриоморов) очень картинно показательный. У него точёное лицо с кривящемся ртом, он весь нервный, усмехающийся в камеру, типа «Вы у меня дождётесь, девки!». Он не лишён чувства юмора, его преступления не рутинны, а с фантазией, недаром его прозвали «помадным убийцей» — после него остаются разные надписи.
Режиссёр даже позволил заглянуть в его жилище, чтобы я содрогнулась.
Но так как к этому моменту я насмотрелась всякого, то не вздрогнула, а отнеслась скептически к такому образу. Маньяк, естественно, доведён до своих перверсий окружающими людьми. Он, бедняжка, был брошен в детстве, и его усыновила приёмная семья, где мамаша воспитывала его как девочку – ведь он такой хорошенький, только гляньте! Вот такие «железные» аргументы, чтобы сотворить из приёмыша серийного маньяка. Сцены с его убийствами какие-то потешные.
Есть лишь один страшноватый момент, когда беспечные женщины привычно не закрывают двери, давая возможность входить в помещение, кому попало. Жутко, когда убийца одним нажатием пальца ставит замок на предохранитель, чтобы позже войти беспрепятственно. Порадовала сцена, где маньяк нарвался на Дороти, достойную противницу, и та дала ему суровый отпор.
Любовная линия Дороти, жены Кайна, владельца газеты, очень смешная. Возможно, это и не входило в планы сценариста, но такая у меня реакция случилась. Дороти (Ронда Флеминг ) крутит роман с одним из журналистов, участвующих в гонке за карьерное повышение. Они встречаются в съёмной квартире, не ожидая, что туда наведается маньяк. А потом и Милдред, чтобы взять интервью у некоей мисс Смит, избежавшей смертельной участи. Когда Милдред видит «мисс Смит», она восклицает: «О, да это миссис Кайн!» Немая сцена, как в «Ревизоре».
Кроме Милдред, роковой красотки журналистки, есть ещё один персонаж, задевший меня за живое.
И это Пилски, сантехник, которого полиция арестовала по подозрению в убийстве. Пилского играет русский актёр Владимир Соколов.
Его персонаж основательно помят жизнью, возможно крепко пьющий, но русскую актёрскую выучку не пропьёшь, что подтверждает его изумительная органика.
И, повторюсь, Эду Молби не до поимки, он пьёт и разбирается с женщинами. Иногда он вдруг озадачивается и начинает выдавать гениальные версии, то вдруг выходит в телеэфир с прямым обращением к убийце.
А убийца словно сидит и ждёт этого обращения, без которого он просто не знает, чем заняться. В общем, мой Дэна холостой выстрел в этом фильме Ланга, но представить другого актёра в этой роли не могу. Как говорится, что написали, то и играем, но с долей присущего обаяния.
Как же, всё-таки, он проявился в поимке маньяка? Очень даже мощно — сцена финального преследования убийцы в подземке натуральный хоррор. Только в страшном сне может привидеться этот американский вид транспорта, где по рельсам можно бегать кому угодно и когда угодно. Грязь, запущенность, дно.
И всё же, «Пока город спит» никоим образом не сдвинул меня в моём восхищении режиссёром. Остаюсь в его лагере фанатов и продолжу изучение его фильмографии, где на очереди «Ведомство страха», «Доктор Мабузе» и ещё пара-тройка фильмов.