Сильная жара \ The Big Heat (1953) – реж. Фриц Ланг

Фильм нуар Фрица Ланга «Сильная жара» о бравом копе, бросившем вызов мафиозному сообществу. Он крутой и отчаянный и должен бы вызвать только восхищение с моей стороны. Но не вызвал. Не слишком ли много неоправданных жертв ради безрассудной  храбрости? И не таится ли само зло в нём? Фриц Ланг в своей стихии  он вскрывает психологию самых потаённых уголков героя, и делает неприятные открытия.

К сегодняшнему моменту у меня собралась целая галерея портретов актёров жанра нуар. В этой галерее Гленн Форд в роли Дэйва Баньона займёт нижнюю строчку. Он остался для меня закрытым, непонятым, ускользающим. Всё неплохо с его внешними данными, но чувствую какую-то фальшь, показуху в его игре. То ли это сделано с намерением, то ли это суть актёра. Возможно, надо смотреть его в других заданных обстоятельствах. Пока поостерегусь с вердиктом, хочу увидеть его в знаменитом нуаре “Гильда” в паре с Ритой Хейворт. А сейчас анализирую то, что он сыграл именно в «Сильной жаре».

История начинается с рокового выстрела, который сделал сержант Данкен. На выстрел явилась жена Берта и увидела мёртвого мужа и письмо, адресованное прокурору.

Она спрятала письмо в сейф и сразу позвонила не в полицию, а гангстеру Лагане, тем самым показав, кто главный хозяин на территории. Письмо, где самоубийца исповедуется генеральному прокурору, станет охранной грамотой изворотливой женщины. Пока письмо в сейфе, мафиози будут платить ей ежемесячное содержание. Её смерть будет означать для них публичность. Полиция приезжает в дом к бывшему коллеге, и мы знакомимся с сержантом Баньоном.

Самоубийство не вызывает у него никаких сомнений, но вот рассказ Берты о том, каким счастливым был их супружеский союз, никак его не тронул. Кроме того, у него сразу зародились подозрения, не оставил ли Данкен какой-нибудь записки, где изложил причину такого ухода. Но вдова всё отрицает, а начальство Баньона требует закрыть дело по-быстрому. К чему копаться там, где и так всё ясно. Вот только Дэйв чует нутром, что все ниточки ведут к мафиози Лагане. Вскоре ему назначает встречу некая Люси Чепмен, любовница покончившего собой Данкена. Она не верит, что её друг застрелил себя. Когда Баньон резко обрывает Люси, она обещает рассказать всё журналистам, но ему словно наплевать на последствия. В кафе «Приют», где работает Люси, полно осведомителей Лаганы, и на другой день труп женщины со следами пыток находят в канаве. Странно, что следователь так опрометчиво поступил со свидетелем и не оказал ей своей защиты. Параллельно расследованию, которое ведёт Баньон, мы видим, что происходит в стане его врагов. Правая рука Лаганы Винс Стоун (Ли Марвин) – жестокий отморозок.

Дебби Марш (Глория Грэм) его легкомысленная подружка, игривая и капризная. Кажется, что она ничего не замечает, ни во что не вникает и отлично усвоила, как себя вести с бандитами. Но дальнейшие события покажут, как это обманчиво. Девушке давно осточертела такая жизнь, а повода вырваться из лап бандитов не представлялось – до тех пор, пока бандиты не устроили охоту на семью сержанта Баньона. Когда я наблюдала, как сержант по-ковбойски наезжает на Лагану и его подельников, во мне поднимался мещанский протест. Что он делает? Почему не думает о жене и ребёнке? Как оказалось, не думает. Он прёт напролом, надеясь, что те дрогнут первыми. Хотелось написать, что дрогнул он, да вот только не похоже – поведение Дэйва после смерти жены совсем не иллюстрирует его горе. Да и семейная идиллия тоже отдавала нарочитостью, наигранностью.

То ли актриса Жослин Брандо (сестра Марлона) не сумела передать теплоту образа, но её Кейти Баньон получилась плоской, как мультяшный персонаж.

Нет никакой химии между семейной парой, несмотря на их милые слова друг другу, поцелуи и объятия. Словно смотришь рекламу, где снялись случайные люди. Потому и реакция моя на гибель Кейти отстранённая. Лишь с точки зрения малышки очень горестно. И, конечно, Дэйв сорвался с цепи. Теперь его никто не остановит. Значок полицейского на стол, а оружие у него собственное. Он продолжает расследование и отправляется по всем пунктам, где можно зацепиться за мафиози Лагану. Ему немного помогают бывшие сослуживцы, хотя он и бросил им в лицо обвинение в трусости. Он выходит на свидетельницу-старушку, которая видела мужчину, договаривающегося с её шефом, продавцом машин. И эту женщину Баньон подвергнет риску, попросив её опознать бандита в номере отеля.

В пресловутом кафе «Приют» он нарывается на драку с Винсом Стоуном, но тот предусмотрительно ретировался, бросив свою подружку. Брошенная Дебби напрашивается в гости к Баньону.

(После смерти жены сержант снимает номер в отеле, отдав дочку своим близким друзьям на время). Девушка призналась, что Люси Чепмен пытали при ней, но она ничего не могла сделать, так как сама была бы избита. Сцена между Дэбби и Баньоном вызывает у меня двойственное ощущение. С одной стороны, она совершенно невинна и ни к чему не ведёт, с другой стороны, мне кажется, что Дэйв был готов на отношения с Дебби, затем испугался и выпроводил гостью за дверь.

Когда она возвращается к Винсу, где собралась компания для игры в покер, он устраивает ей сцену ревности, облив лицо кипятком. Страшный момент. На этом фоне как-то потускнело открытие, что за покером собралось всё  начальство Баньона и прокурор – все сидят в кармане у бандитов. После посещения больницы Дебби снова бежит в отель к сержанту, и теперь она рассказывает ему всё, что услышала от бандюг. Сам следователь успел побывать у Берты Данкен (Жанетт Нолан), где пытался вытрясти из неё признание о существовании предсмертного письма.

Баньон признаётся Дебби, что жалеет, что не убил женщину, ведь тогда бы всплыла вся информация и Лагане с его подельниками конец. Девушка всё приняла к сведению. В это время звонит жена друга и сообщает, что полиция сняла наблюдение за их домом, и они в опасности. Баньон, бросив пушку на кровать со словами «Не скучай», мчится на помощь дочке. Дебби отправляется исполнять тайное желание сержанта.

Сначала она разбирается с Бертой – «Мы с вами сёстры, в одинаковых норковых манто», а потом к своему мучителю Винсу и мстит ему его же методом – кипятком в лицо.

Разобравшись с охраной, Баньон бежит в дом Винса. Очень жарко. Сильная жара. Выстрелы, кровь.

Дебби при смерти. Сцена, на мой взгляд, слишком сиропная. Сказано много и ничего. Со стороны Баньона никакой химии, не почувствуется ни грамма сострадания. А ведь это он направил её в этот ад. Финал. Справедливость торжествует. Сержант восстановлен в должности. Наша служба и опасна и трудна.

Вот такие впечатления вызвал фильм Фрица Ланга «Сильная жара». Его относят к лучшему его достижению, шедевру в своём жанре. Не соглашусь.Что-то не так с главным героем. Мне не хватило его таланта передать свои чувства, чтобы можно было прочитать их недвусмысленно. В то же время, возможно, это и является самым интересным в картинах Фрица Ланга. Многослойность.

Читайте рецензии на фильмы Фрица Ланга:

Улица греха

Синяя гардения

Женщина в окне

Марлон Брандо со своей сестрой Жослин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *