Гильда \ Gilda (1946) – реж. Чарльз Видор

«Гильда» истинное удовольствие для любителей фильмов-нуар. В нём есть всё, что я так люблю в этом жанре – предгрозовая атмосфера, отличная игра всех актёров, двойственность характеров, острейшие диалоги и, конечно, роскошная картинка – игра света и тени. Как с людскими душами. Что там, на дне, одному богу известно. В «Гильде» не так важен сюжет, как напряжённые отношения внутри любовного треугольника Джонни\Гильда\Балин, где невероятная сексуальная привлекательность Риты Хейворт уводит в сторону от прорех сценария.

Всё неважно, когда появляется её Гильда.

(Во время съёмок Рита была беременна, и её муж Орсон Уэллс снялся в одной из сцен в казино). Именно после этого фильма Рита Хейворт стала национальным секс идолом, а фотография Гильды  была размещена на атомной бомбе, которую взорвали в июле 46-го года на атолле Бикини. Говорят, что актриса была оскорблена таким актом.

Интересно, что если говорить об экранном времени, то большая его часть отдана её партнёру Гленну Форду. Его персонаж Джонни Фаррелл в очень жалком состоянии появляется в первых кадрах в злачном районе Буэнос-Айреса, где добывает деньги шулерством. За кадром звучит его голос, он лаконично рассказывает о себе, и понятно, что парень ушлый, мало чего боится. Не успел он вовремя увернуться от проигравших, как столкнулся с уличными бандитами, которые бы точно его обчистили, не вмешайся в разборку элегантный незнакомец с любопытной тростью.

Разговор между ними проходит в типичной для нуара манере. Слова, словно режут ножом. Незнакомец зачем-то дал Джонни визитку казино, где можно хорошо выиграть и предупредил его не жульничать и сменить одежду. Джонни Фаррелл приходит в казино и сразу снимает хороший куш. Охрана тотчас приглашает его в кабинет хозяина, где его дубасят. Подняв голову, он видит своего уличного спасителя. Без обид и упрёков Джонни тотчас предлагает себя в качестве надёжного помощника, и Балин Мэндсон, хозяин казино, соглашается.

Только никаких женщин! Игра и женщины несовместимы. Джонни обещает. Соглашение нарушает сам хозяин, вернувшись с женой из своей командировки.

К этому моменту у меня уже зародились смутные подозрения относительно отношений между Джонни и Балином. Они любовники? Нет? Тогда откуда такая неприкрытая радость при встрече с хозяином? Личный ключ от особняка. Хозяин жаждет познакомить Джонни со своей женщиной и его ледяное лицо, обезображенное шрамом, становится оживлённым в предвкушении…чего?

Ещё любопытней видеть лицо Джонни, когда женщина в комнате поднимает на него глаза. Гильда!

Его бывшая возлюбленная в Нью-Йорке. Она поражена не менее него. Оба смотрят друг на друга так пристально и страстно, что такому тонкому наблюдателю как Балин не составляет труда сделать вывод – эти двое отлично знают друг друга. Но Гильда и Джонни мгновенно приходят в себя, ведь оба едва не оказались в бездне.Человек, которому они служат, не захочет принять их правду.

И что там было у них в Нью-Йорке? Если вы думаете, что это как-то осветится в дальнейшем, то вы ошибаетесь – нам остаются сплошные предположения и намёки – кажется, Джонни однажды просто оставил Гильду. Бросил. Она не простила. Нет, кажется, всё совсем наоборот – она ему изменила, а он не простил. Но результат один – он её бросил. Оба настолько не простили друг друга, что всё переросло в какую-то патологическую смесь – ненависть и дикое желание физического обладания друг другом.

И приходится колебаться на чаше весов туда-сюда. То ли ненависть, то ли желание. Вот ровно также это истолковывает Балин. Хорошо, они говорят, ненависть. Пусть на этот раз так и будет, он принял к сведению. Только при этом наблюдает за ними как ястреб и всегда готов достать свою смертельную трость, чтобы расправиться сразу с обоими.

То, что все друг друга бешено ревнуют, у меня сомнений нет. Не удивлюсь, что все трое частенько отправляются в спальню и там решают свои возникшие проблемы. Но кинематограф 40-х ещё очень целомудрен. Его тогдашние намёки лишь для своих, посвящённых. Сегодня же это прочтёт всякий. А как ещё прочитать жест Джонни, когда он возвращает ключ от особняка, куда входил в любое время дня и ночи, как в собственный дом? Отставка. Его отставили ради женщины. Дальнейшие его поступки вообще не поддаются анализу, если не держать в голове факт, что Джонни любит Балина и ревнует.

То, как он прессует Гильду, буквально издеваясь над нею, вытаскивая её из разных непристойностей, обзывая её бельём из прачечной, раздавая ей пощёчины, вызывает мой праведный гнев и вопрос к нему: «Джонни, так заботишься о настроении своего хозяина, что готов на подлость в отношении своей когда-то любимой женщины?»

За кадром несколько раз повторяется таинственная фраза, которую произносит Джонни: «Она так и не поняла». Интересно, ну-ка расскажи, чего не поняла Гильда. Возможно, и я этого не поняла?

Тем временем, узел треугольника так туго затянулся, что взрыв был неминуем. Балин не просто хозяин казино – эта тема для него ничтожно мелка, он использует её лишь для своих наблюдений, как-то, раздвинет жалюзи своего высокого кабинета и вглядывается в кишащую массу людишек, сидящих за его игорными столами, пьющих его вино, танцующих под его музыку. Опустишь шторки, и этого мира нет. Есть только он, Балин Мэндсон и его стремление к мировому господству.

Эта линия самая притянутая за уши. Балин и его вольфрамовый картель. Трансконтинентальная банда, поставляющая стратегическое сырьё на военные заводы и получающая непомерные доходы. Все бумажки на совместную деятельность и соглашения лежат в секретном сейфе, и ключ от этого сакрального места Балин с лёгкостью вручает всё тому же Джонни. Кем же надо стать в его жизни, чтобы получить доступ к такому сокровищу? Ответьте сами. Я ответила выше.

В этой безумной любовной истории блистает Рита Хейворт, но реальными героями являются Джонни и Балин, мужчины, которых мне отчаянно хочется побить. Оба посадили Гильду на свой короткий поводок и прижали к полу. Молчи и не двигайся, знай своё место. Как же подходит здесь выражение «собаки на сене».

Фильм «Гильда» вызвал во мне бурю эмоций и вопросов. Но если на вопросы я не нашла ответов, бог с этим, главное, что в этом фильме царит специфическое настроение любимого нуара и роскошная прекрасная Рита Хейворт.

Риточка во всей красе своего бешеного обаяния

2 комментария to Гильда \ Gilda (1946) – реж. Чарльз Видор

  1. AlexSandra:

    Да уж, Рита Хейворт здесь невероятно хороша! Смотрела этот фильм лет 25 назад, и не запомнилось из него ничего, кроме Риты. Никаких намёков их разряда Джонни+Балин я в 16 лет не увидела, ты меня этим убила просто. Сижу, пытаясь поднять упавшую нижнюю челюсть от удивления!

    • georgina:

      Думаю, я тоже ничего такого бы не заметила, всё списала на ревность из-за Гильды. Но сейчас невозможно такие отношения как-то иначе истолковать. Всё предельно ясно. Отсюда и моя жалость к Гильде.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *