В укромном месте \ In a Lonely Place (1950) – реж. Николас Рэй

 

Фильм Николаса Рэя «В укромном месте» сильно растревожил меня. Он снят в жанре нуар, но такой мощной психологической разработки характера главного героя я никак не ожидала. Кроме того, меня поразил неожиданный финал – он-то и не даёт мне покоя.

Вроде бы я чувствовала, как растёт напряжение в Диксоне Стиле, но всё равно оказалась в полной растерянности. Хамфри Богарт, несомненно, создал одну из лучших своих ролей, хотя я люблю почти всё, что видела к этому времени. Хочу похвалить себя за дальновидность – обратила на него внимание в 90-е, начиная с «Касабланки» (нужно срочно пересмотреть картину!) и, невзирая на его откровенную внешнюю непривлекательность, ощутила тот  магнетизм, из-за которого его так почитают американцы. Этот магнетизм в полной мере присутствует в сценаристе Диксоне, «Диксе», как зовут его друзья.

С первого взгляда на Стила понятно, что он прошёл и Крым, и рым, и даже медные трубы для него гремели. Косвенно узнаётся, что он когда-то был жёстким командиром, участвовал в военных событиях (Корея?) Сам же он признался, что убивал людей, и много. Поразительно, но тщедушность актёра вовсе не противоречит рассказам о его «героизме». Веришь, что такой человек может совершить что-то из ряда вон.

Тут же иллюстрация – над старым спившимся актёром подтрунивает молодой продюсер, Дикс моментально бьёт его в морду, валит железным кулаком на землю. Все вокруг из киношной среды и давно наслышаны о манерах писателя, а потому приняли потасовку без удивления. «Это же Дикс!» Я же подумала, что такое у него обострённое чувство справедливости – получи фашист гранату…

Такому забияке только не хватает влипнуть в криминальную историю – и нате вам, убийство. Уставший, измученный внутренними демонами, сценарист видит, как хорошенькая гардеробщица Милдред читает книгу, которую ему предстоит срочно переработать в сценарий, и его агент, и продюсер просто дышат ему в спину. А книжка непомерно толстая, выпито немало виски, голова совсем не варит. Не пригласить ли девушку к себе, пусть перескажет книжку, и тогда работа закипит.

Когда Диксон ведёт рассказчицу поздно вечером в свою съёмную квартиру, во дворе дома он встречает новую соседку, и все трое оценивающе смотрят друг на друга. Тогда они ещё не догадываются, насколько тесной станет эта встреча.

Милдред действительно умеет рассказывать чужие истории, и сильно облегчила задачу Диксона. В полночь он бесцеремонно выпроводил девушку, объяснив, где ловить такси.

Совсем не по-джентльменски. Но, как затем Дикс заявил в полиции: «Я и не говорил, что я джентльмен». В полицию его пригласили по поводу убийства Милдред. Труп нашли недалеко – она была задушена машине и затем выброшена на обочину. Дикс ведёт себя подозрительно равнодушно. Подозрительно для полицейских, но для меня вполне объяснимо. Накануне он много выпил и был поднят из постели в 5 утра полицией. Какие реакции может выдать такой человек? Полное торможение. Реальные же его чувства он выразил в том букете белых роз для убитой, что заказал у цветочника.

У Дикса нет алиби, разве что незнакомка, которую он повстречал по дороге домой. Её окна смотрят прямиком на его и, вполне возможно, она утолила женское любопытство. Когда Лорел (Глория Грэм), соседку, вызвали в полицию, она сразу же сказала, что видела, как Диксон проводил девушку до двери и остался в своей квартире. Обеспечив алиби Диксону, Лорел дала ему понять, что он ей нравится. Так начался яркий и безумный роман.

И новый поворот в истории, она превратилась в триллер. Я упоминала растущее напряжение в Диксе – он стал вызывать у меня страх. Столько необъяснимых поступков.

Сначала мне казалось, что он играет в жестокость, он ведь писатель, а потому проживает жизнь своих персонажей почти наяву. Но потом мне стало страшно за его подругу Лорел.

Поначалу она категорически не верила, что Диксон способен на убийство, но несколько ужасных сцен, где она стала свидетельницей, поколебали её уверенность. Как что-то не по нему, он сразу распускает кулаки. Агент Диксона Мел (Арт Смит), его самый преданный друг (Арт Смит), безобидный, хрупкий, изумительный интеллигент, получил по лицу за то, что отдал сценарий будущему режиссеру картины.

Конечно, это нарушение делового соглашения, но разве так решают вопросы? Диксон приходит в ярость по пустякам, малейшему подозрению. Стоило ему закрепить отношения с Лорел сексом, как он буквально превратил её в свою собственность.

Лорел девушка непростая, образованная, пробовала себя на сцене. Роман с ней так встряхнул Диксона, что его, наконец, настигло вдохновение. Он снова начал работать с энтузиазмом. Кажется, что парень нашёл свою музу и ту единственную женщину, которую уже отчаялся найти. Только вместе с любовью из него полезли все демоны, ютившиеся в укромном месте и надёжно упрятанные.

Все попали под раздачу. Но больше всего жаль его самого. Как признаётся замужняя Татьяна Евгению Онегину: «А счастье было так близко, так возможно, так близко!»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *