На волосок от гибели \ A Hazard of Hearts (1987) – реж. Джон Хаф

 

Фильм «На волосок от гибели» («Азартные сердца») весь словно соткан из клише. Удивляться нечему – он снят по роману Барбары Картленд, плодовитой романистки. Попробуй сочинить что-то оригинальное, когда за спиной сотни романов. Поневоле приходится всё в кучу валить. Здесь и контрабандисты, и таинственный замок. А также злобная мать с нездоровым интересом к сыну («я для него всё!») и её страстью к деньгам.

Разбойники на дорогах и похищения людей. И ещё, и ещё. В общем, скучать не приходится во время просмотра, персонажи так разошлись, что их не остановить. Самое поразительное, в таком неудобоваримом коктейле из всего, что под руку попало, мне и вправду было интересно находить параллели с другими прочитанными романами.

Конечно мне было интересно, прежде всего, взглянуть на мою любимицу Хелену Бонэм Картер, удивительную актрису, на которой исторический костюм сидит так органично. Ей 21 год на время съёмки картины, и она выглядит совсем ребёнком. Двумя годами раньше она сыграла в «Комнате с видом», великолепном образце переноса на экран романа Э.М. Форстера. Эта роль открыла зрителю хорошую актрису, думающую, трепетную, с большими перспективами. Что вполне оправдалось в дальнейшем. Но пока, здесь, в мелодраме «На волосок от гибели», ей думать не о чем. Не тот материал. Актриса в роли Сирены Стейверли повторяет одни и те же приёмчики – убегает в смущении, морщит лоб, падает на грудь Джастину, персонажу, который выиграл её в карты. Зато как хорошо на ней сидит платье из контрабандного шёлка!

Хелене тесно в этой роли, но не выбраться – вокруг теснятся точно такие же плоские персонажи. Красивые, роскошно одетые, принимающие надлежащие позы. Только вот поступки персонажей вызывают одни вопросы. Но как их судить, таких красивых и плоских? Ясно, что совсем нехорош отец Сирены лорд Стейверли (Кристофер Пламмер), игрок, не знающий меры.

Только представить себе такого отца, который родную дочь ставит на кон и проигрывает её лорду Ротэму (Эдвард Фокс). Правда, его заедают угрызения совести, и он тут же пускает себе пулю в лоб. Однако дело сделано, бумаги накануне игры подписаны, не подкопаешься. А лорд Ротэм, в свою очередь, проигрывает девушку вместе с её состоянием другому лорду, Джастину Валкену (Маркус Гилберт).

Здесь действует целая банда лордов. Все они отъявленные бездельники и по совместительству мерзавцы. В разной интенсивности колера. Если Ротэм нарисован самой чёрной краской, только бизнес, ничего человеческого, то Валкен тёмно-бежевый.

Во-первых, чем он лучше остальных, играя в карты на женщину? Во-вторых, он терпит выходки своей матери, играющей в кошки-мышки с законом, более того, походя убивающей людей. В-третьих, он живёт в сплошном обмане, только бы не потерять свою репутацию, объявись его отец живым и невредимым. Нет, уж пусть всё будет тихо и по-домашнему: мать содержит карточный притон, спонсирует контрабандистов, бродит по замку с тростью, в которой кроется смертельная рапира, безудержно пьёт и плетёт интриги.

Родной отец в это время сидит в тайном крыле замка в библиотеке и работает над трудом всей своей жизни – хронологией дома Валкенов, поместья Мэндрейк, и он счастлив в полнейшем эскейпизме. Старого лорда Валкена играет когда-то вечный плейбой и денди Стюарт Грейнджер.

Его персонаж милый и живой, не в пример остальным картонным товарищам. Он всеми правдами и неправдами защищает своего сына. Старик чувствует, что в воздухе витает любовь и, вероятно, эта красивая девушка Сирена станет невестой его чада. Джастин хороший, очень добрый мальчик. Да он совсем изменился, стал циником, но сердце у него золотое. О, да, Сирена это уже поняла.

Вроде и я догадалась. Он разрешил Сирене взять свою любимую служанку Юдору и собаку. Кроме того, предупредил девушку о своей непредсказуемой мамочке. Актриса Дайана Ригг в роли леди Валкен так и тянет одеяло на себя. Даже в спарринге с злодейским злодеем Ротэмом, она не даёт тому слово вставить. Не баба, а мужик в юбке.

Когда я смотрела на подобные нешуточные страсти, я думала: «Ну, хоть бы кто-то внёс смешную разрядку в этот сироп». Пусть бы появились лица второго плана, но характерные, с весёлыми диалогами. Нет, не появились. Фарс разыгрывается с мрачной гробовой серьёзностью. Приходится веселить себя самой. Таких эпизодов хоть отбавляй. Смешна сцена скачки Сирены на лошади – она узнаёт, что Джастин смертельно ранен на дуэли с Ротэмом. Прыгнув на горячего жеребца, Сирена летит на крыльях любви в Лондон. Путь не близок, ночь сменяет день, а она всё скачет. В женском седле, свесив ноги в одну сторону. Разве не смешно? Но писательнице Барбаре Картленд невдомёк, что она издевается над своей героиней. Смешна сцена поединка двух лордов-соперников в подземелье. Накануне Джастин увидел полумёртвую служанку Юдору, мёртвого отца с законченным трудом, мёртвую мать. В поединке убил ненавистного Ротэма. Море трупов. Но все смеются, потому что свадьба. Добрались до финиша.

И чего я требую от этого «шедевра»? Барбару Картленд никому ещё не удавалось перепрыгнуть. Все тонули в её сиропе.

2 комментария to На волосок от гибели \ A Hazard of Hearts (1987) – реж. Джон Хаф

  1. AlexSandra:

    Где растут поля той травы, которую курила Барбара Картленд, когда писала роман,ставший основой для сценария? Уж очень накручено… За что ей Даму дали?
    Я ни одной книги не удосужилась прочитать. Смотрела ещё в школе фильм по её роману “Леди и разбойник” с целой кучей неплохихи актёров. Как их заманивают в подобные проекты?

    • georgina:

      Когда видишь количество её книг, которые постоянно переиздаются, понимаешь, что спрос огромен. А это значит, что трава ей помогает – воровство сюжетов и постоянные повторы самой себя. Таких горе-писательниц и писателей большинство. Жалко, что у Хелены в фильмографии такой фильм.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *