«Комната с видом» — это один из моих самых любимых фильмов, показывающих ушедшую эпоху во всём её великолепии и со всеми её недостатками.
Американский кинокритик Леонард Молтин, упомянув в своей крошечной рецензии имя автора, по произведению которого снят этот шедевр, заставил меня судорожно искать все книги Эдварда Моргана Форстера. С этой минуты он стал моим любимым английским писателем, пусть номер три, но сразу же после Чарльза Диккенса и Жоржетт Хейер.
Как оказалось, этот поздний викторианец был любимым у всей команды из кинокомпании Merchant Ivory Production.
Фильмы «Комната с видом», «Усадьба Хауэрдс-Энд» и «Морис» снял Джеймс Айвори, а вот романы «Поездка в Индию» и «Там, куда не заглядывают ангелы» перенесены на экран другими режиссёрами.
В «Комнате с видом» столько иронии, подтрунивания над чопорными англичанами, для которых весь остальной мир это примитивные существа, которым они несут цивилизацию.
Застёгнутые на все пуговицы, обвитые по рукам и ногам условностями, словно путами, они, бедные, убегают в поездки по миру лишь бы хоть иногда сбросить с себя свои оковы, расслабиться, предаться фантазиям, или перевернуть свою жизнь радикально.
Выйдя замуж, например, за итальянского мальчишку как в фильме «Там, куда не заглядывают ангелы».
Главная героиня «Комнаты с видом» — Люси Ханичёрч (Хелена Бонэм Картер) молодая англичанка приехала во Флоренцию со своей родственницей и компаньонкой мисс Шарлоттой Бартлет (Мэгги Смит), старой девой. Англичане всегда останавливаются в пансионе Бертолини, где всё настолько по-английски, что можно перепутать Италию с Англией.
Дамы заранее списались с владелицей гостиницы, чтобы получить комнаты с видом. Но на месте всё оказалось совсем не так, как думалось — взгляд упирался в крышу дворика, совсем не романтическая картина представилась глазу, а в гостиной за столом собрались какие-то грубые люди. И мясо не то и радость от свидания со страной, о которой столько прочитано в путеводителях Карла Бедекера, померкла.
Странные люди, отец и сын Эмерсоны внезапно вмешались в разговор Люси и Шарлотты, чтобы предложить свои комнаты, которые уж совершенно точно с видом, какой требуется.
В пансионе проживает также писательница мисс Лавиш (Джуди Денч), особа эмансипированная, она приезжает в Италию наблюдать, черпает вдохновение для своих романчиков, пронизанных пафосом и пошлостью.
В первый же день, наблюдая за Люси, она многозначительно говорит:
«Италия преображает молодую английскую девушку, а почему бы ей не преобразиться, это случилось даже с готами».
Самым же наблюдательным оказывается священник, приятный дружелюбный человек. Услышав, как играет Люси на пианино, он говорит:
«Если мисс Ханичёрч живёт так же как играет, это было бы очень увлекательно и для нас и для неё. Бетховен кого угодно возбудит».
Эмерсоны вызывают интерес Люси. Отец широких взглядов. А сын, Джордж (Джулиан Сэндс), сдержан и затаён, словно дремлет.
Отца тревожит состояние Джорджа, его поиски своего я, с его вечным «Зачем?» он просит Люси отнестись повнимательней к Джорджу, помочь ему эмоционально, уберечь от возможной трагедии. На что Люси простодушно советует:
«А есть ли у вашего сына какое-нибудь хобби? Мой брат, например, собирает марки».
А проснуться мечтательному Джорджу помогло происшествие на площади: итальянцы устроили драку, один был смертельно ранен. Люси потеряла сознание при виде крови и упала бы прямо на землю, не подхвати её Джордж. Кровь, ярость, величественная красота площади, обезумевшие участники драки, близость девушки, её беспомощность – всё это словно сорвало пелену с глаз Джорджа. Он понял, для чего всё ещё живёт на белом свете, ответы на многочисленные вопросы найдены. Любовь ответ всему.
На пикнике, куда выезжают постояльца пансиона, в окружении буйной природы, античных развалин, невероятно синего неба, Джордж страстно целует Люси. Но Шарлотта подоспела вовремя, чтобы не дать страстям закипеть. Впоследствии она спрашивает Люси: «А если бы я не подошла? Что было бы?» Люси резонно отвечает: «Но ты же подошла!».
От жизни, от страстей, которые растормошила Италия, Шарлотта увозит свою подопечную.
Люси дома в своём деревенском имении, где она живёт с братом и матерью. Она помолвлена с Сесилом (Дэниел Дей-Льюис), человеком своего круга, эстетом бездельником.
На вопрос , чем он занимается, он высокомерно отвечает:
«У меня нет профессии, я хочу оставаться независимым как можно дольше. Я нечто вроде английского итальянца».
Он постоянно с книгой:
«Есть на свете люди, которых не интересует ничего, кроме книг. Я именно таков».
Его реплики на итальянском языке кажутся нелепыми и театрализованными. Да и сам он весь словно спустился со сцены, и всё ещё играет чью-то роль. Ни брат Люси Фредди (Руперт Грейвз), ни её мать, не могут принять Сесила с его смешным аристократизмом, напыщенным самомнением и абсолютным равнодушием к ближним. На жалобы матери о высокомерном отношении зятя к будущим родственникам, Люси, пытаясь оправдать то, что ей самой глубоко претит, отвечает:
«Он однажды объяснил мне, что некрасивые вещи его расстраивают».
Так бы и тянулась эта странная помолвка несовместимых людей, если бы совершенно случайно в этом местечке не появились отец и сын Эмерсоны.
То, что Люси всеми силами пыталась вытравить из сердца, нахлынуло и затопило всё её существо. Джордж собирается бороться за своё счастье. Помолвка это совсем ничего не значит. Он говорит своей любимой девушке:
«Неужели ты не понимаешь, как повезло людям, которые нашли друг друга?».
И столько решений нужно принять молодой девушке, стольким людям что-то объяснять и оправдываться и лгать. Но слишком цельная эта натура, чтобы разочаровать нас, зрителей. Возможно, было ясно давным-давно, как закончится эта великолепная романтическая история. Пусть так. Но следить за этим так восхитительно.
Посмотрела вчера, шикарный фильм. Действительно настоящая классика. Актеры просто взорвали мозг. А сцена купания с преподобным — это же умора просто.
Спасибо за отзыв ))
Вы не написали, как Вам фильм, понравился или нет?