«Морис» рассказывает историю молодого англичанина гомосексуалиста, который влюбился в двух совершенно разных мужчин. В этом различии кроется основной посыл фильма и с этим посылом трудно согласиться. Всё же фильм Морис совершенен во всём — он замечательно сыгран, воспроизводит эпоху (начало двадцатого века) в мельчайших деталях и не насладиться таким произведением сложно, невзирая на некоторое несогласие с концепцией авторов.
Фильм Морис создан уникальным тандемом — Джеймсом Айвори и Измаилом Мёрчентом, которые бесконечно радуют нас каждым своим фильмом. Нельзя не упомянуть «Комнату с видом» по роману того же Э.М. Форстера. Обе книги о том, какая пропасть лежит между идеальной любовью и утолением физической страсти, но на этом и кончается их сходство, потому что «Морис» это роман об однополой любви и написан он был в 1914 году, но напечатан после смерти автора в 1975. Только тогда миру стало известно, как боролся со своей сексуальной ориентацией Форстер.
История разворачивается за несколько лет до начала первой мировой войны, когда гомосексуализм в Британии преследовался законом. Объявить о своей нетипичной ориентации означало погубить карьеру и покрыть имя позором. Двое студентов Кэмбриджа становятся близкими друзьями, а потом, один из них, Клайв (Хью Грант) признается другому в любви, хотя и рискует быть непонятым.
Клайв аристократ, богач и у него впереди блестящая публичная карьера. Человек, которого он любит, Морис (Джеймс Уилби) из хорошей семьи, пусть не такой родовитой, воспитан двумя женщинами, матерью и сестрой. Сначала Морис пришёл в ужас от признания Клайва, но позже, всё обдумав по сотому разу, пройдя мучительные признания самому себе, он взбирается в окно Клайва, страстно его целует и тоже признается в любви.
Сначала их идеи о любви совершенно несхожи. Клайва не интересует физическая сторона любви, он считает, что это принизит их отношения. Его понятия более идеалистические и платонические.
Морис, как только он свыкся с мыслью о любви между мужчинами, превращается в страстного влюблённого, и вскоре Клайв из преследователя превращается в преследуемого.
Клав панически боится разоблачения и позора. Он видит гомосексуальность как что-то с чем надо бороться и преодолеть, он рвёт с Морисом, чтобы жениться, признаёт свою ответственность перед семьёй и уходит в политику.
Сначала Морис раздавлен и ищет все способы, чтобы избавиться от своей нетрадиционной склонности. Он попадает на приём к своему семейному врачу, а потом и гипнотизёру. Эти сцены невозможно смотреть без слёз и смеха. Затем он встречает на своём пути молодого егеря Скаддера (Руперт Грейвз), состоящего на службе в имении Клайва. Скаддер и не пытается скрыть свою страсть к Морису.
После рискованных встреч в отелях, оба решают наплевать на свою репутацию и зажить одним домом.
Мёрчент и Айвори так тонко и красиво рассказывают историю Мориса, актёры так интеллигентно играют своих персонажей, что фильм гарантированно задержится в памяти на долгие годы.
Каждая сцена поражает своим совершенством: и томный полдень в лодке на реке около Кэмбриджа, и чувственная игра в крикет между хозяином и слугами, и семейные обеды в поместье Клайва, где физически ощущаются сквозняки. В каждой сцене зритель становится участником и соглядатаем одновременно.
Все актёрские работы просто высочайшей пробы, начиная с Джеймса Уилби («Пригоршня праха») и Хью Гранта и заканчивая актёрами второго плана. В эпизодической роли появляется Хелена Бонэм Картер. Единственное, что никак не может успокоить, это выбор, который сделал Морис. Его первая любовь, Клайв, человек, с которым у него столько общего. Они делили не только физическое, но и духовное родство. Скаддер, егерь, откровенно неотёсанный представитель рабочего класса, симпатичный, но уж очень простой.
В Англии начала века существовали строгие границы между классами, и отношения между Морисом и Скаддером отчаянно смелые в первую очередь из-за классового различия, а не сексуальности.
Кроме как постель им больше нечего делить, им не о чем разговаривать в этом фильме. И как бы ни была глубока их физическая тяга друг к другу, думаю, что несколько месяцев это крайний срок их странного союза.
Игнорируя такую очевидную реальность, Джеймс Айвори (и писатель Форстер!), пытаются нам сказать, что любовь способна всё преодолеть. Иногда случается и такое. Но после того, как охладеет первый жар, наступает время просто разговоров, просто обычного ежедневного сосуществования как компаньонов, товарищей, друзей. Сомневаюсь, что такое наступит для Мориса и его нового друга Скаддера как бы мы не умилялись хэппи эндом картины.
Фильм словно говорит нам, что самым главным смелым поступком в их жизни стало то, что они обрели друг друга, признав свою гомосексуальность. Возможно, в гомофобной атмосфере Англии тех лет это и было самым отчаянно храбрым делом, но фильм снят уже в 1987 году и точка зрения авторов представляется странным нежеланием заглянуть за горизонт.
Посмотреть фильм Морис \ Maurice (1987) онлайн:
источник rogereber.com
Спасибо за интересный отзыв! Посмотрю обязательно :)
Фильм очень советую посмотреть. Также «Комнату с видом» этого же режиссёра.
Спасибо! Придется тоже посмотреть, что ж теперь делать :))