Разум и чувствa \ Sense and Sensibility (1995) – режиссёр Энг Ли

Приятная, элегантная во всех отношениях адаптация романа Джейн Остен, но в моём списке самых любимых она не первая.
Странно, что этот роман можно назвать одновременно  и самым первым и самым последним. По написанию он первый (1795), но опубликован был шестнадцать лет спустя, когда Джейн Остен нашла смелость объявить себя писательницей.

Роман написан молодой Джейн, совсем неискушённой в вопросах высшего света, зато от её острого глаза не скрылась ни одна деталь ежедневного быта благородного, но небогатого семейства. Мать и три её дочери терпеливо ждут, когда все интересные мужчины в округе сбегут по необъяснимым причинам в Лондон. Сегодня девушки обязательно потребуют объяснений.

Что придаёт загадочность и напряжение фильму «Разум и Чувства», так это разговоры главных персонажей – они говорят совсем не о том, что их волнует. И если женщины в своём женском обществе обожают сплетничать и никаких тайн нет и в помине, то в компании мужчин все говорят на эзоповом языке, а потом месяцами гадают, что имелось ввиду.

Фильм начинается с того, что глава семьи Дэшвуд умирает, состояние переходит к его сыну от первого брака, который спокойно нарушил  обещание  данное отцу не обижать сводных сестёр и их мать в финансовом отношении. Но его жена Фанни знала лучше, как распорядиться внезапно появившимися деньгами и поместьем. Так семья, привыкшая жить в удобстве и общаться с благородными фамилиями, вынуждена была в срочном порядке искать хоть какое-то жильё, потому что вмешательство невестки было невыносимо оскорбительным. Найти дом по средствам оказалось задачей не из лёгких, пока дальний родственник не предложил им свой деревенский дом совершенно даром.

Следующая задача на повестке дня – найти себе подходящих мужей. Старшая, Элинор (Эмма Томпсон) уже не первой молодости, средняя, Марианна (Кейт Уинслетт) в полном расцвете своей красоты.  Самая младшая, Маргарет, предпочитает жить в домике на дереве и прятаться с географическим атласом под столом. Женщины проводят всё своё время в ежедневных делах по хозяйству: они вышивают, шьют, сушат травы на зиму. Но чем бы они ни занимались, их мысли заняты неистребимой надеждой – не забредёт ли случайно какой-нибудь мужичок, желательно приятный, желательно с приличным доходом, в их скромное жилище (читай «сети»).


Первый мужчина, попавший в их поле зрения, Эдвард (Хью Грант), брат Фанни. Он очаровательный, очень сдержанный, на наш современный взгляд, слишком сдержанный. Но кажется, в то время мужчины обычно отвечали за свои слова жизнью. Эдвард покорил Элинор, но по мнению Марианны «чего-то не хватает». В дальнейшем разъяснилось, почему он не выразил прямо своих чувств.


Эдвард внезапно отъезжает в Лондон, потому что мать капризничает и призывает его к себе. Или сестра, заметив начинающуюся привязанность между своим братом и Элинор, решила пресечь эту привязанность на корню.

Следующим мужчиной оказывается полковник Брэндон.  Алан Рикман изумительно передал сомнения и любовь своего героя к Марианне. Это его последняя любовь, и он сомневается, имеет ли право претендовать на руку совсем юной девушки, не видевшей свет, не имевшей сердечных привязанностей.

Пока он разбирался в своих чувствах, на порог шаткого домишки забрёл третий человек  мужского пола по имени Уиллоби (Грег Уайз в реальной жизни муж Эммы Томпсон). Он явился не как обычный смертный, а как романтический герой, как принц из сказки.

Марианна, романтическая и импульсивная натура, гуляла перед грозой, попала в дождь, подвернула ногу, а из пелены дождя возник герой, поднял её на руки и донёс до дома. Мало того, на другой день он нанес визит, подарив полевые цветы и остался посидеть у постели больной, чтобы почитать сонеты Шекспира.

Марианна влюбилась безоговорочно. В молодости так мало надо, чтобы влюбиться.
Не успела девушка насладиться обществом Уиллоби, как он внезапно был тоже призван в Лондон. Похоже, что все мужчины сговорились ездить только туда и обязательно срочно. Марианна ждала, что Уиллоби объяснится и сделает ей предложение, но не тут-то было. Вся семья недоумевает по поводу скорого отъезда, а Марианна просто погрузилась в отчаяние.

Только полковник Брэндон обладает нелицеприятной информацией об искателе богатства и приключений Уиллоби, но во времена Остен невозможно представить, что такого рода секрет можно запросто выболтать третьему лицу. Парадокс, но полковник готов позволить любимой девушке выйти замуж за негодяя, но ничего не говорить о его подлой сущности. Может быть, сегодняшнему зрителю этого не понять, но если принимать условности эпохи во внимание, то следить за такими отношениями  одно удовольствие.
После отъезда всех мужчин женщины предоставлены своим мрачным мыслям  о бесперспективном будущем.  И поэтому предложение от добрых родственников погостить у них в Лондоне недельку-другую принимается как самый фантастический подарок. Именно в Лондоне раскрываются все тайны и обнажаются сути людей.

Сценарий фильма написала актриса Эмма Томпсон и это её заслуга в том, что она сталкивает героев в неудобных сценах, чтобы мы похихикали в своё полное удовольствие. Например, в сцене визита Эдварда, когда он неожиданно застаёт в доме Элинор свою невесту, не подозревая, что девушки прекрасно знают друг друга.
Фильм «Разум и чувство» поставил режиссёр из Тайваня Энг Ли, которого в дальнейшем узнает весь мир, благодаря картине о любви двух ковбоев «Горбатая гора». Странно, что в Британии не нашлось режиссёра, чтобы рассказать о традициях и запутанных условностях семей 18 века.

Но  зритель ничуть не проиграл от того, какой национальности режиссёр. Фильм получился очень в стиле Джейн Остен. И великолепные актёры, и восхитительная детализация интерьеров и костюмов, и роскошная картинка, и музыка – всё создает настроение и атмосферу Викторианского романа.

6 комментариев to Разум и чувствa \ Sense and Sensibility (1995) – режиссёр Энг Ли

  1. мария:

    Благодарность.благодарность..все смотрела и читала..ипытываю…радость…все для душы…а душа обязана трудиться!..Здоровья всем вам…..

  2. georgina:

    Всегда жду Вашей реакции на свои посты по «женским» фильмам, знаю, что Вы обязательно посмотрите или уже когда-то смотрели мои любимые фильмы. Приятно осознавать, что существуют люди, разделяющие мою любовь к такому кино.

  3. Ольга:

    Эти фильмы смотрел бы и смотрел.Спасибо, что напоминаешь нам об их существоваании.

  4. georgina:

    Знаешь, Оля, я и вспоминаю об этих чудных фильмах благодаря всем вам, моим замечательным друзьям и близким по духу людям.

  5. Эльвира:

    Это не викторианский роман, викторианская эпоха началась где-то через 20 лет после смерти Остин, это во-первых. Остин жила при правлении Георга III.
    Во-вторых, автор статьи, видимо, мало знаком с первоисточником, т.к. сцена со встречей Фанни, Элинор и Эдварда присутствовала в книге.

    • georgina:

      Согласна, период Регентства. Это что-то радикально меняет? Разве романы Остен исторические, где важен именно этот аспект? Для меня это всё примыкает к Викторианству. Очень хорошо, что Вы так внимательно читаете книги. Спасибо за Ваше мнение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *