Там, куда не заглядывают ангелы \ Where Angels Fear to Tread (1995) – режиссёр Чарльз Стёрридж


Фильм «Там, куда не заглядывают ангелы» («Куда боятся ступить ангелы»), несомненно, должен был выйти из мастерской Merchant Ivory Production. Но снял его другой режиссёр с такой же тщательностью и вниманием к оригиналу, написанному замечательным английским писателем Эдвардом Морганом Форстером («Морис«, «Поездка в Индию«,»Комната с видом», «Усадьба Хауардс-Энд«)

Чарльз Стёрридж незадолго до фильма «Там, куда  не заглядывают ангелы» снял «Пригоршню праха» по роману другого английского классика, Ивлина Во. Так приятно снова увидеть Хелену Бонэм Картер и Руперта Грейвза в знакомой классике. Это как один большой роман с продолжением.
Конечно, этот фильм для преданных поклонников Викторианских романов (романов Эдвардианской эпохи или Регентства) — детализации во всём: в ритуалах, интерьерах, кодексе поведения высшего круга английского общества в период правления королевы Виктории. Я так просто обожаю читать и смотреть всё, что хоть как-то соприкасается с этой эпохой.
И снова, как и в фильме  «Комната с видом», действие происходит в двух странах, Италии и Англии.

Известна страстная любовь англичан к Италии. Можно понять эту слабость — постоянный туман, промозглый холод  и серый ландшафт в свой стране навевает такую меланхолию, что хочется бежать без оглядки, туда, где даже ангелы боятся ступать, а лишь парят в небесах, созерцая дивную красоту итальянской земли. По сюжету картины Лилия (Хелен Миррен) и её компаньонка Кэролайн (Хелена Бонэм Картер) уезжают в Италию. У Лилии умер муж, она впала в депрессию, из которой даже маленькая дочь не могла её вытянуть. Брат мужа, Филипп (Руперт Грейвз), давний обожатель и поклонник Италии, уговорил Лилию поехать туда и полюбить эту страну, этих людей, их волшебную культуру. Развеяться. Она и развеялась. Сначала приходили письма с подробными отчётами об увиденном. Письма обсуждались на семейном совете, зло, беспощадно. Семья мужа – его мать, его сестра и его брат, едва ли хоть чуточку сочувствовали Лилии, когда она жила с ними, а уж после её отъезда и вовсе не стеснялись в выражениях.

И вдруг это письмо. Как гром среди ясного неба — Лилия помолвлена с итальянцем, каким-то знатным сеньором. Вся семья поднялась на дыбы в праведном гневе. Собрали Филиппа в дорогу. Он как-никак служил юристом, умел вести дела всякого рода, плюс ко всему, это по его инициативе Лилия выехала за пределы Туманного Альбиона в варварскую страну и попала в лапы проходимца. Филипп радуется возможности поехать на родину Данте и Рафаэля.  Правда оказалась куда как нелепее и возмутительнее. Лилия уже замужем за итальянцем, которому всего-то 21 год, он совсем не знатен, его отец дантист, а сам он бездельничает, играет в мяч с такими же оболтусами как он. Перед изумлённым Филиппом предстала бесстыдно счастливая Лилия, которая вряд ли так сияла, будучи замужем за англичанином.

Её не смущал ни один довод Филиппа о том, что этот мальчишка охотится за богатыми тётеньками, что они разного круга, возраста, наконец. Пора одуматься и вернуться домой. Куда звал её Филипп? В холодную страну, в холодную постель, в дом, где каждый норовил прочитать проповедь. Она давно сделала свой выбор, и приезд Филиппа был пустой формальностью. Так несолоно хлебавши, Филипп возвращается домой, вместе с ним возвращается Кэролайн. Она явно убита горем, почему-то винит себя в случившемся, но Филиппу не до неё, он ничего и не пытается больше узнать. Домой, скорее домой. В этот раз Италия его абсолютно разочаровала.

Ещё письма из Италии. На этот раз они адресованы дочери Ирме. Но предусмотрительная бабушка и тётя перехватывают письма, объясняя это заботой о нравственности. Девочке объяснили, что её мама загостилась в Италии у подруги.

В письмах появились первые жалобы и разочарования. Скука. Жара. Разные культуры. Суровые испытания действительностью. Нельзя без сопровождения ни шагу, отчёт перед мужем за каждый прожитый час. Он стал часто отлучаться из дома. Любовница. Ссоры, размолвки, драки. Шок. Прозрение. Но уже совсем поздно. Приняла католичество и скоро роды. После рождения сына сразу умерла. Целый год пульсирующей жизни. Целый год не притворялась, все чувства нараспашку. Италия разбудила в ней женщину. Слишком поздно.

А в Англии в это время опять суматоха. Опять сборы в дорогу. Бедный Филипп отправляется в который раз на родину Джотто и Боккаччо. Его сопровождает фанатически религиозная сестра. Их задача любыми путями уговорить молодого отца отдать малыша английским родственникам, чтобы воспитать его не варваром, но джентльменом. Если не получится уговорить или подкупить, то похитить. В том же направлении едет Кэролайн. Её задачи совсем непонятные, смутные. Ей-то, зачем этот малыш? Или она мечтает ещё раз увидеть отца ребёнка? Троица появляется в Монтериано, чтобы всё поменять в своей и чужой жизни. Поменять трагически, безвозвратно.

Меряя всех своим английским аршином, не вникая в душу итальянца, они столкнулись с таким человеческим горем и нежностью, что застёгнутая на все пуговицы натура Филиппа не выдержала и вырвалась наружу. Именно в свой последний приезд в Италию, он почувствовал эту страну всеми фибрами. Не гламурную, описанную в справочниках туристическую Италию, а Италию Джино, убитого горем 20-летнего мальчишки. Именно он показал рафинированным англичанам, как высоки и истинны его чувства, как благороден и тонок он душой. Ещё не скоро забудет Филипп встречу с Джино. А уж Кэролайн не забудет свою первую любовь до конца жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *