Фильму «Усадьба Хауардс-Энд» четверть века!

«Говардс Энд» или «Усадьба Хауардс-Энд» это шедевр 1992 года, созданный на экране великим трио — Джеймсом Айвори (режиссёр), Исмаилом Мёрчентом (продюсер) и Рут Джабвала (сценарист) по роману Э.М. Форстера. Печальный взгляд писателя и кинематографистов на безвозвратно ушедшую эпоху и редчайшая возможность почувствовать, как это было красиво и душераздирающе больно. Наверное, что-то похожее произошло и с нашим дворянством – рухнули усадьбы, вывернулась жизнь с корнями вместе и разбросала людей по миру – «иных уж нет, а те далече».

Э.М. Форстер не писал толстых книг, да и вообще написал мало, хватит пальцев одной руки — плюс ещё один, посмертно изданный роман. Огромная удача привела меня к его творчеству – я посмотрела фильм «Комната с видом» и поняла, что режиссёр Джеймс Айвори открыл для меня писателя, чьи книги я буду перечитывать много раз. А фильмы, снятые Джеймсом Айвори, всегда будут среди моих любимых.
Картине «Говардс Энд» всего ничего – 25 лет, но её отреставрировали, переведя в самый высокий цифровой формат, и она выйдет на британские экраны, чтобы радовать зрителей новых поколений. Почему не у нас?

Сам Джеймс Айвори, которому почти 90 лет, уже посмотрел обновлённую картину и признал, что «улучшился» цвет и звук.

Когда я смотрю картины советского периода, то становится страшно, что с ними станет в ближайшие годы – ни звука, ни цвета – они исчезают прямо на глазах, и никто не озаботится их восстановлением.
«Говардс Энд» это семейная драма на фоне начала 20 века (так называемой Эдвардианской эпохи, времени правления короля Эдуарда VII) с такой запутанной и нагруженной интригой, что ей могут позавидовать телевизионные сериалы: измена, вражда из-за денег и усадьбы, непонимание, жестокость, снобизм, а также благородство и бескорыстие. Актёры заняты самого высокого класса – Эмма Томпсон получила премию Оскар за роль наивной идеалистки Маргарет Шлегель.

Хелена Бонэм-Картер супер хороша в роли её сестры, учёной девушки, «синего чулка».

Энтони Хопкинс – жестокий, сдерживающий все свои желания, деловой человек.

Ванесса Редгрейв сыграла миссис Уиилкокс, его больную жену, излучающую свет.

Замечателен Сэм Уэст в роли Леонарда Баста, разочарованного молодого клерка, чья учёность не даёт ему никаких преимуществ в продвижении по службе.


Картина даёт невероятное погружение в эпоху, которую режиссёр Айвори знает досконально. Его не раз упрекали в том, что на фоне социальных катаклизмов он занимается полным эскейпизмом, убегая в роскошь и красоту времени, давно канувшего в лету. Зато благодаря таким картинам, как «Бостонцы», «Морис», «На исходе дня», «Комната с видом» и «Говардс Энд» у нас есть визуальные свидетельства той грандиозной эпохи со всеми её культурными деталями и нюансами. Прибавьте сюда начало блестящей карьеры таких актёров как Хелена Бонэм-Картер, Хью Грант, Дэниэл Дэй-Льюис, Джеймс Уилби. Ванесса Редгрейв, Энтони Хопкинс, Мэгги Смит и Кристофер Рив предстали в сильных, запоминающихся образах благодаря фильмам, созданным Merchant-Ivory Production.
Продюсерская компания Merchant-Ivory Production потеряла Исмаила Мерчента в 2005 году, ушла из жизни писательница и сценарист Рут Джабвала, но режиссёр Джеймс Айвори по-прежнему остаётся в профессии. Он написал сценарий и стал продюсером интернациональной картины «Позови меня своим именем», которая наверняка прозвучит на многих кинофестивалях из-за своей громкой темы – однополой любви. У режиссёра есть планы снять драму по пьесе Уильяма Шекспира «Ричард II» с Томом Хиддлстоном в главной роли.
Джеймс Айвори поднял планку исторического фильма так высоко, что снимать картины хуже, значит падать ниже плинтуса. Вот почему так любим сериал «Аббатство Даунтон» — костюмы, детали эпохи – педантичное следование эталону компании Merchant-Ivory, раз и навсегда установленному в «Говардс Энде».

Читайте также рецензии на фильмы, снятые по романам Э.М. Форстера:

«Поездка в Индию»

«Где ангелы боятся ступать«

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *