На исходе дня \ The Remains Of The Day (1993)-режиссёр Джеймс Айвори


Начало фильма «На исходе дня»:

В 1958 году пожилой человек в большой старой машине начинает путешествие через всю Англию к морю. Его зовут Стивенс (Энтони Хопкинс), и долгие годы он проработал главным дворецким в Дарлингтон Холле, знаменитом загородном поместье. Он собирается навестить  женщину по имени мисс Кентон (Эмма Томпсон), которая когда-то была экономкой в том же поместье. Он думает, что сможет её уговорить вернуться на прежнее место, где теперь новый собственник американский конгрессмен в отставке.
И Стивенс и Дарлингтон Холл превратились в анахронизм. Служба в поместье  –наследственное дело семьи Стивенса. Цель его жизни – преданно служить своему господину, а когда мы узнаём Стивенса поближе, то понимаем, что это его единственная всепоглощающая цель, и он позволил ей затмить все другие радости жизни.

О чем фильм:

«На исходе дня» рассказывает историю поездки Стивенса к морю и того, что он там находит.

В процессе мы видим кадры из его прошлого, он вспоминает величественные дни лорда Дарлингтона, когда тот принимал у себя мировых лидеров в то время, когда, кажется, решалась судьба всей Британии. И медленно мы начинаем осознавать, что на самом деле всё обстоит не так как представляется Стивенсу. Что Дарлингтон не такой умный, а воображаемая картина далека  от реальности.

О книге по которой был снят фильм На исходе дня:
Фильм «На исходе дня» снят по роману Кадзуо Исигуро, получившему Букеровскую премию. До сих пор я считал, что книгу нельзя экранизировать, слишком много места в ней занимает внутренний диалог Стивенса и читатель вправе сам интерпретировать события в воспоминаниях дворецкого, человека одностороннего, с узким кругозором. Лорд Дарлингтон, к примеру, до второй мировой войны откровенно симпатизировал Германии и надеялся на заключение сепаратного мирного договора с нацистами.  И это не потому, что он был злодей по натуре, его элементарно обвели вокруг пальца пропагандой аристократического расизма. Как жестко заявил ему один из гостей за обеденным столом: «Вы – любитель, а международные дела лучше решать профессионалам».

Этот фильм создан знаменитой компанией Merchant Ivory Production, где режиссёром является Джеймс Айвори, продюсер — Измаил Мёрчент и писательница- Рут Джабвала. После «Бостонцев» «Комнаты с видом» и «Ховардс Энд»  они все находятся на пике творческой формы и вводят нас в мир, где только традиции являются истинными ценностями, даже в ущерб нормальным человеческим чувствам, чувствам Стивенса к мисс Кентон.

В Британском поместье того периода главный дворецкий и экономка считались равными по положению, грубо говоря, каждый контролировал одну из двух самых важных служб. Мисс Кентон явно нравится дворецкий, но он панически боится любой близости и уклоняется от этого, фанатично отдаваясь работе. Фильм замечательно иллюстрирует это через серию тихих, почти секретных сцен, где она подталкивает его, а он убегает. Наиболее чувствительной кажется сцена, когда мисс Кентон внезапно обнаруживает Стивенса в комнате за чтением книги. Она спрашивает, что за книгу он читает. Он прячет обложку. Она припирает его к стенке и видит, что это любовный роман. Она никогда бы не подумала, что он может читать романы! Он сконфуженно объясняет, что читает такие книги, чтобы улучшить свой словарный запас.
Есть ли у Стивена хоть какие-то человеческие чувства? Возможно, есть, но по каким-то причинам он прячет их очень глубоко. Мы встречаемся с его отцом, тоже дворецким, который и привил Стивенсу суровые понятия об этой должности. Суровые настолько, что когда отец фактически при смерти, Стивенс не смеет оставить свой пост по причине важного обеда.

Трейлер к фильму:

Поездка в автомобиле продолжается, и шаг за шагом открываются тайны, скрытые в памяти дворецкого. Мы начинаем понимать поведение лорда Дарлингтона (Джеймс Фокс). Взращенный  почитателями нацизма и антисемитизма, он поддерживает так называемые «международные конференции», которые в конечном итоге приводят к катастрофе — Дарлингтон Холл получает клеймо предательского гнезда. Слышит ли Стивенс, о чём говорят на этих встречах? Что он об этом думает? Нет, это не его дело слушать разговоры господ и формировать собственное мнение.

Вместе с политическим несчастьем в Дарлингтон Холле назревает и личная драма. Мисс Кентон, обескураженная равнодушием дворецкого, бросает свою работу, и лишь спустя многие годы он получает от неё весточку, которая заставляет его пуститься в путь. Где-то глубоко-глубоко в его сердце теплится надежда на её прежние чувства к нему.

Финальные сцены очень горестны. Весь фильм спокоен, задумчив и погружён во внутренние размышления. Он словно предостерегает тех, для кого долг и служение превыше всего, чьи эмоции закрыты наглухо. Стивенс попросту загубил свою жизнь ради службы. Он прикрылся своими служебными обязательствами и упустил главное обязательство человека — быть счастливым.

«На исходе дня» — фильм с очень тонкими наблюдениями. В нём есть и эмоциональные бури, но они не на виду, в тени, в уголках, в тайне.  Фильм рассказывает очень грустную историю, скорее три истории. Не так давно я с восхищением рассказывал о фильме Мартина Скорсезе «Век невинности», где у героев на первом месте тоже был долг, а уж потом зов сердца. Я получил письма читателей, которые жаловались, что фильм скучный и медленный, что в нём ничего не происходит. Я не удержался и написал: «Если бы вы только поняли, что там происходит, он не был бы таким скучным».

статья взята с сайта rogerebert.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *