«Только соединиться!» говорит Эдвард Морган Форстер, вынося свои слова в эпиграф романа «Ховардс Энд», а потом в «Поездке в Индию» он создаёт мир, в котором и близко нет этих соединений, где англичане и индусы, говоря на одном, в сущности, языке, совсем не понимают друг друга. И что бы ты ни крикнул в знаменитых пещерах Марабар, в ответ рассмеётся наглое эхо.
Роман Форстера это один из литературных шедевров двадцатого века, и режиссёр Дэвид Лин сделал достойную адаптацию. Великие произведения литературы не всегда удаётся перенести на экран – они слишком переполнены двусмысленностями. «Поездка в Индию» особенно коварный роман, потому что центральное событие происходит за кулисами, если оно вообще происходит – тут вы вправе сами определиться с выбором. Знойным удушливым днём доктор Азиз вызвался провести экскурсию в пещерах Марабар.
Один за другим члены экспедиции выбывают из похода, пока не остаётся только молодая англичанка мисс Куэстид (Джуди Дэвис). И с этого момента индус и британка вместе карабкаются по гористым тропам к заветной цели путешествия. Отношения между народами на тот момент предельно напряжены, метрополия живёт согласно девизу, взятому из поэмы Киплинга «Восток есть Восток, Запад есть Запад и им никогда не сойтись». Мисс Куэстид на какое-то время остаётся одна и устало блуждает по горному лабиринту. Что с ней случилось в этот период, совсем неясно в романе. И Дэвид Лин тоже не отвечает на этот вопрос прямо.
Так как режиссёр работает с визуальными образами, он не может сделать тайну из местонахождения доктора Азиза (Виктор Банерджи). Когда читаешь эти страницы в романе, ты можешь представить доктора Азиза где угодно. Но в фильме ты определённо не находишься там, куда смотрит камера. Поэтому согласно версии фильма мы знаем или думаем, что знаем о невиновности доктора Азиза в попытке изнасилования мисс Куэстид.
Обвинения и суд занимают вторую часть фильма «Поездка в Индию».
Режиссёр приводит нас к этому после серии изумительных сцен: молодая девушка мисс Куэстид едет в Индию к своему жениху в сопровождении матери жениха, дружелюбной миссис Мур (Пегги Эшкрофт).
Обе женщины сразу прониклись симпатией друг к другу, они обе далеко неглупые, мечтают понять душу Индии, что совершенно неинтересно поселению англичан на территории Индии. Сын миссис Мур служит мировым судьёй в забытой богом индийской провинции, он самодоволен, педантичен, чужд каких-либо сантиментов, тем более, желаний сближаться с индусами и вникать в их культуру. Миссис Мур отправляется гулять при лунном свете и приходит к храму, где происходит её встреча и разговор с доктором Азизом, которая производит огромное впечатление на обоих.
Мисс Куэстид тоже гуляет и приходит к руинам другого храма, где тоже происходит интересная встреча и открытие – эротические скульптуры, обвитые растениями, валяются повсюду и тоже производят неизгладимое впечатление. Эти события имеют место незадолго до посещения коварных пещер. У обеих женщин произошло столкновение с той частью культуры Индии, о которой они даже не подозревали. Сцена посещения храма мисс Куэстид отсутствует в романе, её придумал режиссёр Дэвид Лин, сам написавший сценарий к своему фильму. Эта сцена очень логична и предполагает в мисс Куэстид наличие таких страстей, которые и не снились её напыщенному жениху.
По мере развития сюжета мы знакомимся с второстепенными персонажами, не менее интересными, включая профессора Годбоула (Алек Гиннес), который переживает любой кризис с одинаковой невозмутимостью и чья философия укладывается в рамки поговорки «Чему быть, тому не миновать», и как выясняется, народная мудрость опять торжествует.
Мы встречаем некоего мистера Филдинга (Джеймс Фокс), долговязого англичанина, одинокого, средних лет, который только и ждёт, когда судьба призовёт его проявить свою твёрдость.
Режиссёр Дэвид Лин всемирно известен своими фильмами «Большие надежды«, «Доктор Живаго», «Лоуренс Аравийский» и «Мост через реку Квай». Он не показывает нам туристическую Индию, знакомую по постерам и вульгарным открыткам.
Его Индия словно встаёт с викторианских акварелей Эдварда Лира, который разбрасывает своих одиноких путников среди поразительных ландшафтов вроде бы не совсем завершённых, но от этого не менее живых. Лин представляет нам Индию как изумительно-прекрасное место, и она не подвластна никакому англичанину, и этот урок хорошо усвоила в пещерах мисс Куэстид .
Все кадры выстроены с педантизмом настоящего мастера. Игра актёров проникновенна и натуральна. Музыка Мориса Жарра поддерживает атмосферу. Фильм просто истинный образец чёткости – к финалу мы настолько близко узнаём людей, которые его населяют, так хорошо их понимаем, что, наверное, только самые безрассудные среди нас захотят вернуться и заглянуть в глубину пещер.
На нашем сайте читайте рецензии на фильмы, созданные по романам Э.М. Форстера:
«Комната с видом«, «Морис«, «Там, куда не заглядывают ангелы«