Одна из самых удивительных и великих особенностей Диккенса в том, как его герои целыми колониями поселяются в нашей памяти. Интересно, есть ли ещё писатель, равный Диккенсу, не считая, естественно, Шекспира, кто создал такое огромное количество персонажей и чьи имена так надолго задержались в памяти. Режиссёр, которому предстоит перенести на экран роман Чарльза Диккенса, вдруг осознаёт, что большая часть работы уже давно за него сделана.
Все о фильме Большие надежды 1946 Дэвида Лина.
Определённо это касается и «Больших надежд» (1946) Дэвида Лина, названного лучшей экранизацией Диккенса, в нём есть то, чем могут похвастать немногие фильмы: сцены, создаваемые на экране, не вступают в битву с нашей памятью, где со школьной скамьи давно и благополучно засели многочисленные образы. Лин раскрывает перед нами классические эпизоды, словно читает любимую книгу из-за нашего плеча: встреча Пипа с беглым каторжником Мэгвитчем на деревенском кладбище, знакомство Пипа с полоумной мисс Хэвишем или дьявольская атмосфера в конторе стряпчего Джеггерса, стены которой увешаны посмертными масками клиентов, чья жизнь оборвалась на виселице.
Британский критик Эдриен Тёрнер заметил, что «Большие надежды» напоминают фильм ужасов. Действительно, жуть и ужас в самом существовании мисс Хэвишем. Её когда-то бросил жених перед самой свадьбой, и она затаила горькую обиду на весь мужской род, остановив все часы в доме на том самом часе и минуте предательства. Диккенсу (и Лину!) обеспечен успех уже в самой первой сцене, где Пип, сирота, воспитывающийся в доме кузнеца, приглашён в дом местной богатой женщины. Он приходит в её поместье и находит мисс Хэвишем всё ещё в своём свадебном платье за столом, накрытом к приходу гостей сто лет назад. Свадебный торт изъеден мышами и плотно заткан паутиной. Сама она восседает в инвалидном кресле и просит Пипа возить её вокруг длинного стола, уставленного полуистлевшими угощениями.
Атмосфера этого поместья и его безумная хозяйка, несомненно, вдохновила Билли Уайлдера на его шедевр «Бульвар Сансет», снятый четырьмя годами позднее, где его стареющая королева киноэкрана заперла себя в мрачном доме на Беверли Хиллз. Уже упомянутый критик Тёрнер писал об этих двух режиссёрах, Лине и Уайлдере, сравнивая их почерк. Он также сделал предположение, что сцена на кладбище, когда каторжанин Мэгвитч набрасывается на Пипа, вдохновила бесконечные имитации в фильмах жанра хоррор.
В доме старой мисс Хэвишем живёт молодая девушка Эстелла (Джин Симмонс поразительно красива в свои 17 лет!). Старуха взяла девочку на воспитание и взрастила её только для одной цели — разбивать мужские сердца, хоть таким образом отомстить за свои поруганные надежды. Пип незамедлительно влюбился в неё с первого взгляда. Эстелла пыталась предупредить его, в чём её задача, потому что он ей по-настоящему понравился. Пип, воспитанный простодушным кузнецом и его хитрой старшей сестрой, был слишком простоват для элегантной Эстеллы. Однако у него появился таинственный благодетель, снабжающий его деньгами, что позволило Пипу превратиться со временем в образованного, прилично одетого молодого человека.
Пипа вызвал в Лондон стряпчий мисс Хэвишэм по имени Джэггерс, он объявил, что все расходы по образованию, обучению манерам одеваться и держаться по-джентльменски будут оплачены. Пип снимал комнаты рядом с молодым Гербертом Покетом (Алек Гиннес), истинным образцом для подражания.
Пип имел все основания думать, что его благодетельницей является мисс Хэвишем, и что его специально готовят для женитьбы на Эстелле. Прав он или нет, это всего лишь один из многих таинственных вопросов и ответ на него даёт автор и режиссёр в самом финале своего мелодраматического повествования. Лин слегка подправляет авторский финал в угоду сентиментальным требованиям зрителя, поэтому, даже если вы хорошо знакомы с романом Чарльза Диккенса, вы необязательно будете знать, как завершится кинороман. Так как Диккенс рисует своих персонажей смелыми, яркими мазками, выбор актёров по типажу самый действенный метод заполнения роли. Сам Пип несколько бесцветный персонаж. Как и многие центральные герои Диккенса, он не источник действия, а скорее наблюдатель и свидетель часто меняющихся событий и людей, попадающих в орбиту его жизни. Именно герои второго плана делают историю такой невероятно живой и незабываемой.
Мартита Хант, играющая мисс Хэвишем в её рассыпающихся от времени кружевах, крючковатым носом, местами удивительно напоминает позднюю королеву Викторию в бронзе. Другой доминирующий в прямом и переносном смысле слова персонаж Джэггерс (Фрэнсис Л. Салливан) – его голос рокочет над всеми, а внушительная фигура превращает в карлика его услужливого помощника Виммика (Айвор Бернард). Сцена, где Виммик приводит Пипа, чтобы навестить Престарелого Родителя, сразу же отсылает нас к первому прочтению «Больших надежд», настолько точно она соответствует роману. Совершенно нет нужды в том, чтобы такой второстепенный персонаж как Престарелый появился в фильме, но мы помним с самого детства, что Родитель был глухой и любил, когда ему кивают головой, поэтому так приятно увидеть эту сцену воочию – потешное кивание головой продолжается.
Единственным промахом в подборе актёров я считаю Джона Миллза в роли взрослого Пипа. Миллзу уже стукнуло 38, когда закончились съёмки, а Пипу, предположительно, 20-21 год. Испытываешь неприятное потрясение, когда юный 16-летний Пип, четыре года спустя вдруг вырастает в мужчину среднего возраста, которому под сорок. Это может для кого-то стать настоящим шоком.
Лин снял фильм «Большие надежды» на своём раннем восхождении к вершине творческих возможностей. Например, его «Короткая встреча» (1945), грустная и трогательная любовная история, остаётся до сих пор величайшей британской киноклассикой. После «Больших надежд» он сразу начал работать над другим известным произведением Диккенса «Оливер Твист» (1948). До того как снять свой первый фильм, Дэвид Лин поработал режиссёром монтажа. Его карьера является неоспоримым аргументом того, что режиссёры монтажа – лучшие режиссёры в сравнении с операторами, ставшими режиссёрами. Оператор соблазняется картинкой, а у редактора главная задача донести смысл истории.
Дэвид Лин (1908-1991) –считается одним из величайших британских кинематографистов, хотя нельзя не отдать должное Майклу Пауэллу («Чёрный нарцисс» и «Подглядывающий Том«), у которого он работал редактором в 1941 году на фильме «49-я параллель»
Он достиг своей великой славы, сняв несколько эпических полотен, таких как «Мост через реку Квай» (1957), «Лоуренс Аравийский» (1962), «Доктор Живаго» (1965), «Дочь Райана» (1970) и «Поездка в Индию» (1984). За первые два фильма он получил премию Оскар как режиссёр, а с пятью другими фильмами, включая «Большие надежды», номинировался на премию киноакадемии.
В 1998 году Альфонсо Куарон снял новую версию романа Чарльза Диккенса. Он перенёс поместье мисс Хэвишем в современную Флориду. Пипа сыграл Итан Хоук, Эстеллу – Гвинет Пэлтроу, мисс Хэвишем — Энн Банкрофт. Режиссёр ухватил атмосферу ужаса и страхов, и даже пафос Дэвида Лина остался первозданным. Фильм получил плохую оценку критиков, возможно, от того, что режиссёру так хотелось повторить всю историю и даже сделать это лучше. Мне нравится такая смелость.
Посмотреть фильм Большие надежды 1946 года:
статья взята с сайта rogerebert.com
Да уж, фильм действительно, который никто не видел)
Вы иронизируете?!!
Напрасно. Эта классика успешно прошла испытание временем.
А я к стыду своему смотрела версию 1998 года и даже не представляла что это экранизация классического романа. Двойка мне за Диккенса :).
Не ругай себя, Таня! Как ты могла определить, что это Диккенс, если действие происходит в наше время? Я не могу смириться с тем, как меняют эпоху в классике. Это всё что угодно, но не произведение Диккенса, потому что роман связан с веком неразрывно. Либо есть этот дух времени, либо это из другой оперы.