Этот фильм превращает нас в подглядывающих людей. Мы сидим в темноте, наблюдаем за чужими жизнями. Это сделка, на которую мы идём, хотя большинство фильмов слишком благонравны, чтобы упоминать об этом.
Фильм «Подглядывающий Том» (1960) о человеке, который снимал свои жертвы в то время как они умирали. Этот фильм нарушил правила и пересёк черту. После выхода на экраны он был назван омерзительным, запрещён к показу и положил крест на одном из самых выдающихся режиссёров Британии.
За что критики и зрители возненавидели этот фильм? Я думаю за то, что он не позволил зрителю анонимно затаиться в темноте зрительного зала, а вовлёк нас в вуайеризм главного персонажа.
Мартин Скорсезе как-то сказал об этом фильме и о фильме Федерико Феллини «8 ½» что они содержат всё, что можно сказать о создании фильма. Феллини рассказал о мире сделок, сценариев и шоу бизнесе, а Пауэлл о глубоком психологическом процессе во время работы, когда режиссёр говорит актёрам делать всё по его команде, в то время как он стоит в тени и наблюдает.
Скорсезе — преданный поклонник таланта Пауэлла. Ещё в детстве он изучал фильмы, созданные на студии Archers, где режиссёром был Майкл Пауэлл, а сценаристом Эмерик Прессбургер.
Пауэлл и Прессбургер вместе сняли самые успешные фильмы 40-ых и 50-ых, включая «Жизнь и смерть полковника Блимпа», «Красные туфельки» с Мойрой Ширер, «Чёрный нарцисс» с Деборой Керр («Узник крепости Зенда«, «Господь знает, мистер Эллисон«) и «Лестницу в небо» с Дэвидом Нивеном. Затем вышел «Подглядывающий Том».
Главный персонаж работает ассистентом режиссёра на британской киностудии — его работа настроить камеру, он как псаломщик, который помогает священнику в отправлении службы. Его тайная работа снимать обречённых женщин на камеру, в треножнике которой спрятан нож. Он снимает их лица, а потом снова и снова просматривает отснятый материал во мраке своей комнаты. Он говорит людям, что работает над документальным фильмом и только в финале мы понимаем, что этот документ не только о его преступлениях, но и о его смерти. Судьба жертв не волнует его.
Он превратился в монстра, достойного сожаления, благодаря воспитанию, которое получил в детстве. Когда Хелен (Анна Мэсси), дружелюбная соседка Марка проявляет интерес к его работе, он показывает ей фильмы, сделанные отцом. Маленький Марк просыпается от того, что ему светят фонариком прямо в глаза или от того, что отец бросил ящериц ему под одеяло. Плёнка зафиксировала его испуганные крики. Отец Марка, психолог, специализирующийся на изучении страха, использовал сына в своих экспериментах. Когда полицейский психолог узнаёт эту историю, он произносит: «У него глаза отца».
Мы видим маленького Марка у постели с мёртвой матерью. Шесть недель спустя другой фильм, когда отец женится вновь. (Сложное переплетение внутри фильма: отца играет сам режиссёр Майкл Пауэлл. В качестве дома, где прошло детство Марка, показан настоящий дом Пауэлла, где он рос и воспитывался. А маленького Марка играет сын режиссёра). Марк получает в подарок камеру именно от отца.
Для Марка территория секса, боли, страха и съёмки фильма связаны тесным образом. Он так много отождествляет с камерой, что когда Хелен целует его, он отвечает тем, что целует линзы своей камеры. Когда полицейский осматривает камеру, глаза и руки Марка, словно зеркало отражают все движения полицейского, а тело Марка будто взывает к камере, или камера управляет им.
Когда Хелен не может решиться, куда надеть украшения, на шею или плечо, Марк трогает себя именно в тех местах, он как камера, записывающая её действия.
Изначально на роль Марка режиссёр хотел взять Лоуренса Харви («Комната наверху»), но остановился на австрийском актёре Карле Бёме с его настолько незначительным акцентом, который скорее является признаком неуверенности в себе, чем говорит об иностранном происхождении. Бём очень красивый блондин, тихий и осторожный. Пауэлла очень заинтересовала информация о том, что Карл сын известного дирижёра симфонического оркестра. Он наверняка знал, что такое властный отец.
Бём создаёт образ убийцы, робкого и обиженного. Фильм презирает его, но в то же самое время сочувствует ему. Он совершенно одинокий человек. Он живёт на втором этаже большого дома, где квартиры сдаются внаём. Первая комната совершенно обыкновенная – стол, кровать и место для готовки пищи. А вторая как лаборатория какого-нибудь сумасшедшего учёного, с камерами, кинооборудованием, лабораторией, киноэкраном и непонятным оснащением, свисающим с потолка.
Хелен поражена, узнав, что в действительности это его дом, он здесь родился и вырос, и он здесь хозяин.
«Ты? Ты ведёшь себя так, словно не можешь заплатить квартирную плату»
Хелен живёт со своей матерью (Максин Одли), слепой алкоголичкой, прислушивающейся к шагам Марка. Когда Хелен сообщает матери, что они вместе уходят, мать говорит:
«Не доверяю человеку, который так тихо ходит»
Фильм Пауэлла Подглядывающий Том вышел за несколько месяцев до «Психо» Альфреда Хичкока, ещё одним шокирующим фильмом, снятым британцем. В фильме Хичкока больше порочности, чем у Пауэлла, но, очевидно, публика привыкла к мрачному эпатажу Хичкока. От Пауэлла ждали элегантного и стильного кино.
В фильме «Подглядывающий Том» есть сцена, которой мог бы позавидовать Хичкок. После многих часов съёмки в студии, Марк уговаривает статистку (Мойра Ширер) остаться, чтобы он смог снять её танец. Возможность станцевать сольный номер привела её в невыразимый восторг. Так, танцуя, она прямиком отправилась в огромный синий сундук, где её тело обнаружили на следующий день. Марк незаметно для других снимал находку на камеру.
Визуальная стратегия фильма выстроена таким образом, чтобы вовлечь зрителя в процесс подглядывания Марка. Первые кадры даны через видоискатель камеры Марка. Позднее мы видим отснятый материал в комнате Марка в удивительном кадре из-за его головы. Когда камера подаёт назад, образ на экране появляется крупным планом, и голова жертвы фактически остаётся того же размера, в то время как голова Марка уменьшается. Одним кадром Пауэлл показывает, какой силой обладает кино. Другие картины дают нам возможность насладиться подглядыванием, эта же извлекает цену.
Майкл Пауэлл (1905-1990) – это режиссёр, который любил богатые цвета и его «Подглядывающий Том» снят в насыщенном Technicolor. Он виртуозно владел камерой и дал нам возможность не только видеть, но и смотреть. Его фильм это шедевр уже и потому, что он не позволил нам ни на минуту соскочить с крючка, не в пример сегодняшним глупым фильмам для подростков. Нам не дано шанса посмеяться или дистанцироваться от происходящего. Мы вынуждены признать, что мы наблюдаем, ужасаемся и находимся в полном плену.
«Подглядывающий Том» прикончил карьеру Пауэлла, хотя он ещё снял потом несколько картин. В конце семидесятых Мартин Скорсезе финансировал восстановление всех фильмов Пауэлла и присоединился к нему в комментариях нескольких лазерных дисков.
статья взята с сайта rogerebert.com