Человек в сером \ The Man in Grey (1943) – реж. Лесли Арлисс

 

Решив посмотреть фильмы из актёрской копилки Стюарта Грейнджера, я ни сном, ни духом не знала, что набреду на целый жанр, историческая мелодрама, который удивительно плодотворно разрабатывала британская студия Gainsborough Pictures. С этой студией тесно сотрудничал Альфред Хичкок и даже снял там свой знаменитый триллер «Леди исчезает».

Спрос на продукцию этой студии был невероятный, особенно в годы второй мировой войны. Чтобы поддержать нацию в горестное время, студия экранизировала романы популярных писательниц — Барбары Картленд, Магдален Кинг-Холл, Элинор Смит. Людям так хотелось сказки, немного солнца в холодной воде. Убежать от страшной действительности.

В 40-е годы сформировалась команда актёров, ставших узнаваемым коллективным лицом студии – Джеймс Мейсон, Стюарт Грейнджер, Маргарет Локвуд, Филлис Кэлверт. Как не трепетать мужским и женским сердцам, когда перед ними разыгрывается такая любовная история? И пусть основная история не заканчивается радостно, зато она, словно виньеткой, обрамлена современными событиями, и в ней столько обещанного счастья уже другому поколению.

Молодые люди, Кларисса и Питер, только что с фронта, и их свёл аукцион распродажи вещей когда-то богатого особняка, принадлежащего аристократической семье Роган.

 

Здесь и фамильные портреты хозяйки дома, красавицы Клариссы Роган и её мужа, лорда Рогана, человека в сером со зловещим лицом. Молодые люди не могут купить дорогие вещи, но безделушки, пожалуй.

По окончании торгов выясняется, что Кларисса и Питер крепко накрепко связаны с людьми на старинных портретах, а безделушки имеют огромную ценность не только для персонажей ушедшего времени, но и для них, сегодняшних.

История перемещается в эпоху Регентства. Юная Кларисса живёт в пансионате мадам Пэтчет (Мартита Хант) и является всеобщей любимицей. Несмотря на свой высокий статус, она добра и дружелюбна со всеми воспитанницами.

В этом пансионате появляется новая девушка, Хестер, обуреваемая непомерными амбициями и страстями. Она хочет всего и сразу и готова шагать по трупам в высшее общество. Она никому не доверяет и цинично смотрит на этот мир. Кларисса предлагает ей свою дружбу. Ну что же,на данном этапе это выгодно, а потому принимается!

Кларисса из хорошей семьи, но родителей нет и она под опекой своей тётки. Девушка наивна и понятия не имеет, что выставлена на продажу. Кто больше даст, тот  и подберёт. Зато Хестер в курсе таких сделок, предпочитая выбирать сама. На первых порах её выбор как выстрел в небо, юный лейтенант без роду без племени, но ведь это всего лишь начало жизни. После пансионата дороги девушек разошлись надолго. Кларисса отдала свою руку надменному лорду Рогану (Джеймс Мейсон), «человеку в сером», как зовут его приятели. У него плохая репутация, он не жалеет ни врагов, ни друзей. Женщины для него источник наслаждения. А от Клариссы ему нужен только наследник рода. Получив сына, он увозит его в свой замок, оставив молодую жену в Лондоне. Неудивительно, что она влюбилась в первого встречного, остановившего её экипаж на большой дороге ночью.

К счастью, это оказался всего лишь актёр из бродячего театра. Но романтическая история закрутилась.

Питер Рокби (Стюарт Грейнджер) играет своего парня на все руки с большим вдохновением и напором, ему плевать, что перед ним леди, в любви все равны. Он добр, благороден, проницателен. Он тотчас распознал в Клариссе чистую родственную душу и несчастную женщину. Одного взгляда на её мужа достаточно, чтобы понять, как далеки они друг от друга, как холодна их супружеская постель. Питер — актёр зашарпанной труппы, где также играет Хестер. Две подруги встречаются. Кларисса с радостью, а Хестер со скрытой ненавистью и завистью. Обида на весь мир, желание всех под себя подмять, обвести вокруг пальца, так и теснят грудь злодейки.

Но Кларисса ничего такого не замечает. Она считает Хестер своей самой преданной подругой и вводит её в свой дом. Увидев лорда Рогана, Хестер сразу поняла его суть. Именно такой мужчина ей нужен, именно такому она готова подчиняться и быть рабыней. Роган в любой момент может отстегать плёткой и даже убить в порыве ярости, но именно это будоражит кровь садомазохистке Хестер. Да и его богатство, конечно!

Персонажи в «Человек в сером» не могут претендовать на достоверность. Их черты доведены до гротеска.

Злодеи, лорд Роган и Хестер, неисправимы. И знаменитая сцена порки Хестер ничуть не осветляет чёрноту Рогана. Он равнодушно наблюдал, как эта змея отравляла всё в его доме, но вдруг стал её защитником после кончины. Не верю! Так же не верю, что он мог бы на ней жениться, слишком хорошо он видел её планы насквозь. Хестер в исполнении Маргарет Локвуд это гипертрофированная злодейка. Такое чувство, что вместо сердца у неё пламенный мотор. На неё не действует доброта Клариссы, она платит ей чёрной неблагодарностью.

Филлис Кэлверт играет Клариссу такой белой и пушистой, что вызывает протест. При этом она начисто преступает законы своего класса, связавшись с Питером Рокби. Да, кажется, он из благородных. На Ямайке у него есть недвижимость (!) К несчастью, она захвачена аборигенами и ему предстоит биться за стены, чтобы было куда привезти Клариссу. «Я должен, Кларисса! Ради тебя! Ради нашего счастья!» Всё выглядит таким наивным, детским лепетом на лужайке. Даже недалёкая Кларисса осознаёт, что он сотрясает воздух.

С картины «Человек в сером» Стюарт Грейнджер оседлал отличное амплуа романтического героя, на суше и на море, в любом историческом костюме, на него любо дорого смотреть. Глубины не требуется. Двухмерность поощряется)

В  картине есть один любопытный персонаж, чернокожий паж Тоби, знакомец Клариссы со времён её пребывания в пансионате. Тоби играет мальчик Энтони Скотт.

Этот персонаж живой, интересный, гораздо любопытнее всех остальных в этой истории. Непонятно, действительно ли это чернокожий актёр или, как было принято до движения BLM, достаточно наложить грима? У актёра всего одна роль и уточнить невозможно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *