Hold Back the Dawn \ Задержите рассвет (1941) – реж. Митчелл Лейзен

Посмотрела сейчас драму\мелодраму «Задержите рассвет» и получила огромное удовольствие. История, рассказанная в картине, вызвала некоторую ассоциацию с более знаменитой «Касабланкой» Майкла Кертица. В обеих картинах герои на грани отчаяния в ожидании драгоценных документов, разрешающих их дальнейшую судьбу.

Мне было радостно снова увидеться с Оливией де Хэвилленд, которую люблю трепетно по многим фильмам («Свет на площади«, «Моя кузина Рэйчел», «Одиссея капитана Блада«, «Темное зеркало«). Рядом с ней Шарль Буайе, также мой давний знакомец. Он умело вызывает настоящую бурю эмоций в моей душе, поскольку его герои чаще всего с сомнительным набором человеческих качеств. А так как сыграны эти личности убедительно, я высоко ценю его актерство.

По ходу картины произошло еще несколько интересных встреч. И это могло остаться незамеченным, если бы не моя многолетняя любовь к жанру нуар. Отмечу их в своей статье.

История в фильме «Задержите рассвет» рассказывается от лица Джорджа Исковеску (Шарль Буайе). Перед нами конец этой истории, но на развязку еще останутся драгоценные секунды, которые с лихвой искупят мои переживания.

Потрепанный герой, измотанный и отчаявшийся, проникает на студию Голливуда, чтобы увидеться с неким режиссером. Тот занят съемкой, и Джорджу приходится ждать. Спасибо за этот милый эпизод, поскольку я сразу узнаю в нем Веронику Лейк, звездочку многочисленных картин нуар («Синий георгин«, «Стеклянный ключ«). Среди массовки мелькает знакомое до боли лицо Брайана Донлеви («Стеклянный ключ«). А в роли режиссера, кому пытается продать свою историю Джордж, сам режиссер Митчелл Лейзен.

Эти моменты просто удивительны. Словно смотришь домашнюю хронику в окружении своей семьи.

История Джорджа зацепила воображение режиссера, он здесь, прямо на коленке, конспектирует сказанное, а на экране разворачивается действие, иллюстрации к горькой исповеди прожженного повесы, актера, танцора и, главным образом, жигало. От многочисленных скандалов, связанных с богатыми женщинами, он и покинул так стремительно Европу, где проходили его романтические чёсы. Где он только не побывал! Вот в Америке еще не оставил следов. Здесь, на границе, он упирается лбом в четырехметровый забор с колючей проволокой и узнает, что на въезд положена квота, которой можно ждать очень долго.

Джордж бежал налегке, деньги на исходе. Все, жаждущие свободы и лучшей жизни, запечатаны в местных отелях. Так начинается великое ожидание решения высших инстанций. Проходят месяцы, когда он сталкивается с Анитой (Полетт Годдар), своей бывшей партнершей не только по танцам. Именно она указывает ему легкий путь через границу – женитьбу на американке. А это действительно ему легче легкого. Он мог бы давать мастер классы по обольщению женщин.

На улице произошло его столкновение с малоприятной компанией — учительница американка привезла из маленького калифорнийского городка своих учеников на экскурсию. Именно эту мисс Браун (Оливия де Хэвилленд) он выбрал в качестве кандидатки в жены. Или жертвы? Сцены обольщения просто завораживают. Мягкий, всепроникающий голос, якобы влюбленного с первого взгляда мужчины, буквально гипнотизирует Эмми. Наивная, чистая душой идеалистка, она в жизни такого не испытывала.

Лучезарное лицо Оливии словно светится изнутри и  убедительно передает ее смятение, ее внутреннюю борьбу. Не удивительно, что она сдается. Слишком искусен противник, опытен и матёр. Пока закручивается стремительный роман с американкой, на периферии маячит Анита. Она не только получила американское гражданство, но и успела развестись с мужем, и совсем не против вернуться к Джорджу. Совместные авантюры закалили их союз, и она готова начать новую страницу совместных приключений. Анита и Джордж – два сапога пара. Оба порочны, циничны и без зазрения совести. Джордж омерзителен, когда снимает обручальное кольцо с пальца Аниты и надевает его на руку американской жены. Смотрю и думаю, когда же прекратится его падение.

Но поступок за поступком лишь сильнее отталкивает от него. Так как история рассказывается от его лица, то все внутренние монологи выдают его планы и намерения. Один момент, пожалуй, стоит отметить как праведный – он не довел фиктивное супружество до консумации. Решил оставить жену мисс Браун, разыграв в брачную ночь вывих плеча. Мужественный поступок. Аплодисменты.

На всем протяжении истории Шарль Буайе блестяще передает чувства своего персонажа. Он явно тяготится отношениями с восторженной девственницей.

Он понимает, что он встретил хорошего человека, возможно, первую женщину такого уровня. Уколы совести он начал получать на празднике, где молодожены оказались случайно. Праздник в отдаленной деревушке в честь святого, покровителя молодоженов, заставил Джорджа на минуту-другую заглянуть в себя.

Мне очень понравилась сцена, когда мужчины трясут дерево оливы. Сколько упадет на землю плодов, столько детей ожидается в браке. Джордж натряс три плода. Эмми придумала каждому имя. Потом потянулась к Джорджу за поцелуем и вдруг закрыла оливки платком – «Нет, не при детях».

Анита, бывшая подружка Джорджа, это как ружье, висящее на стене в системе Станиславского – оно просто обязано выстрелить. И Анита «стреляет». Видя, как Джордж, этот циник и айсберг в чувствах к женщинам, начинает подтаивать, более того, сомневаться в их побеге в Нью-Йорк, она напрямую обращается к сопернице и выкладывает всю неприглядную правду о ее новоиспеченном муже, попросив вернуть обручальное кольцо. Это потрясающая сцена.

Полетт Годдар великолепна в роли ревнующей женщины, готовой испепелить соперницу. То, как Эмми держит удар, не может оставить равнодушной любую зрительницу. Меня эта сцена проняла до основания. Я прожила ее вместе с обеими девушками, побывав поочередно в роли каждой. И не уверена, что роль обманутой хуже. Эмми полна сюрпризов, в ней есть стержень. Она повела себя совсем не по-женски, не по заезженному шаблону, где месть сразу выскакивает, как черт из табакерки.

Когда Эмми вызывает на разговор эмиграционный инспектор (Уолтер Аббель), чтобы удостовериться в фиктивности их скоропалительного брака, Джорджу, только ему мое сочувствие в этой сцене.

На его лице промелькнула вся гамма чувств человека, прожившего полжизни за несколько минут. Сможет ли он подняться из крайней степени падения? Способен ли он стать человеком, а не оставаться привычно мерзавцем? Его трансформация полностью в руках актера Шарля Буайе. Сможет ли он убедить вас в своем перерождении или нет. У меня сложные отношения с этим актером. Он обладает зловещей красотой, которую эксплуатировали режиссеры. Например, в «Газовом свете» или «Мадам де…», «Женская месть«) Зато в картине «Фанни» по роману Марселя Паньоля, я бы расцеловала его Сезара в обе щеки, так он прекрасен.

В фильме «Задержите рассвет» рассказана история  нескольких семей эмигрантов, застрявших в мексиканском отеле на неопределенное время. И эти истории с горьковатым привкусом. Все их существование подчинено только одному, получить хоть когда-либо разрешение легально пересечь границу.

Однако они остаются людьми, и их отношения, поддержка друг друга, внимание и чуткость, выступают ярким контрастом поведению и образу жизни Джорджа Исковеску. Эмиграционный инспектор уважает их и всячески пытается ускорить продвижение документов.

Любопытный штрих – инспектор, говоря о квотах для эмигрантов, объявляет Джорджу, что ему, румыну, полагается квота, поделенная между Россией и Румынией, и она давным-давно исчерпана. Вскоре Джордж начинает обхаживать американку мисс Браун, чей школьный автобус находится в ремонте, где главного механика играет русский актер Михаил Разумный. Его игра это высший пилотаж.

Не помню этого актера в других картинах, но в старом голливудском кино часто встречаю русских актеров на втором плане и этот план ВСЕГДА отыгран блестяще. Можно гордиться нашими русскими актерами, работавшими когда-то на Фабрике Грез.

В заключение не могу не назвать еще два славных имени — Билли Уайлдер и Чарльз Брэкетт, написавших великолепный сценарий к фильму «Задержите рассвет». Они вместе написали не один сценарий, но после фильма «Задержите рассвет» Уайлдер сам стал снимать кино и, слава богу! Шедевры посыпались один за другим. Эти люди написали сценарии к таким картинам, как  «Бульвар Сансет», «Потерянный уик-энд».

Фильмы Билли Уалдера на нашем блоге:

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *