Посмотрела ещё один фильм нуар по роману Дэшилла Хэммета. Он, конечно, далеко не «Мальтийский сокол», но и режиссёр, простите, не Джон Хьюстон. И актёры не уровня Хамфри Богарта, но я получила свой десерт и съела его с приятными воспоминаниями. История, рассказанная в «Стеклянном ключе» не устарела ни на дюйм – грязная избирательная кампания, прожжённые политики с запятнанными биографиями. Да что там говорить, ни одного персонажа с чистыми руками! Женщины в том числе.
Что взять с Хэммета, у которого все действующие герои подлецы или на грани! Но чтобы главный герой до такой степени аморальный, как Бюмон Алана Лэдда, это надо постараться.
Картина сразу начинается с конфликта — политический босс Мэдвиг (Брайан Донлеви), который раньше не гнушался дружбой с гангстером типа Ника Варны, вдруг решил радикально поменять свою жизнь и начал участвовать в избирательной кампании Ральфа Генри (Морони Олсен), известного своей принципиальностью.
Такой разворот пришёлся не по нраву не только бывшим дружкам, но и самому близкому другу и компаньону Эду Бюмону (Алан Лэдд). Похоже, что эта парочка прошла вместе огонь и воду и много повидала на кривой дорожке, но в этот раз Эда ждало настоящее испытание – босс влюбился в дочку Генри, Джанетт (Вероника Лэйк), неотразимую блондинку. Настолько неотразимую, что не устоял и и сам Эд.
Но, умея взять себя в руки, он не стал продвигать свой шкурный интерес в ущерб интересам своего шефа. Он вроде смирился с ситуацией по всем флангам – нравственным обновлением своего шефа, его стремлением жениться на Джанет и покончить с дружками из подпольного бизнеса. Совершенно понятно, что везде начнётся противодействие. И на острие этой битвы Эд Бюмон.
Мэдвиг привык распускать кулаки по делу и без дела, он крепкий мужик, прямо от сохи и в политику. Правда, на одной из вечеринок у будущего губернатора он, без всякого кокетства и смущения, рассказывает гостям, что его профессия водопроводчик. На сомнение, высказанное одной из дам, он парирует: «А вы только пригласите меня в свою ванную, я вам покажу».
В нём подкупает какая-то целостность – он прёт к своим целям с упорством носорога, сметая противников на своём пути, его не останавливают ни пули, ни трупы.
Но такая целостность характерна для всех персонажей. Я бы назвала её плоскостью. Двухмерностью. Они все как на ладони, словно открылась дверца шкафа, и они оттуда вывалились. Кому интересно, откуда они взялись, и что с ними происходило до этого? Главное, куда и зачем они двигаются. Когда я перестала раскапывать их прошлое, мне стало любопытнее следовать за ними. К каждому жанру надо подходить с соответствующими мерками. В «Мальтийском соколе» так же неинтересна биография Спейда, а лишь его поиск статуэтки и отношения с вовлечёнными в дело, так и в «Стеклянном ключе» приходится сосредоточиться на том материале, что даёт сценарий. Никто ничего не рассказывает о партнёрах, нет никаких особых открытий и, что самое поразительное, полностью отсутствуют мотивации поступков и объяснения. Словно бы мне говорят: «Отстань, девушка. Сиди и смотри, как мы тут расправляемся». И эта движуха воистину завораживает.
Расправляется, в основном, персонаж Алана Лэдда. Он в центре всей заварушки. Не думайте, что на передний план выдвинется какая-то красотка, будь то сестра Мэдвига, Опал, чьи шашни с великовозрастным картёжником Тейлором, братом Джанет, вышли из-под контроля. Девушке 18 лет и она по американским законам является ребёнком, но даже крутой Эд не может её вытащить из постели Тейлора без скандала.
Нет на первом плане и Джанет, хотя она выстраивает такие сложные схемы, что можно только восхититься. Тогда кто же? Только одним персонажем любуется камера – Бюмоном.Честно говоря, я тоже сразу поняла его тотальный приоритет. Несмотря на крошечное физическое строение, около 170 см роста, он обладает магнетизмом присутствия. Симпатяга. Крут. Очень крут. Его бьют жестоко и с кровью. Странно, что не убили к середине истории, но он снова и снова поднимается и встаёт в строй.
Его лояльность боссу непонятна и загадочна. Можно было бы начать придумывать в соответствии с сегодняшними перевёрнутыми представлениями, но нет – ни намёка в то сторону, даже туда не суйтесь. Ну, если немножко пофантазировать, то, возможно, их связало что-то общее в прошлом, что-то стоящее такой преданности. Пусть так и останется. Исхожу из того, что подано.
Избивает нашего крутого героя телохранитель владельца сети казино Джефф (Уильям Бендикс), животное, получающее наслаждение от убийства и крови. Избитый, окровавленный, забинтованный, лёжа, стоя – Алан Лэдд всегда в фокусе, он словно шепчет: «Смотрите только на меня. Все остальные рядом со мной – пустышки».
А как он отчаянно флиртует со всеми подряд женщинами, которые ему попадаются на пути!
Один взгляд, и они в его руках. Но ему на них попросту наплевать! Начиная с Опал, за которой он следит, как брат, и заканчивая Джанет. Стоп! Но ведь он влюбился в блондинку с первого взгляда? Это она так утверждает и даже расторгла помолвку с Мэдвигом ради любимого Бюмона. Но если вспомнить, как объект её любви приходит с ордером на её арест и доказательствами её преступления, убийством брата Тейлора, то волосы встают дыбом. И за меньшие улики отправляли прямиком в газовую камеру – вот что он ей уготовил.
А жуткая сцена в доме издателя газеты «Обзервер»! Эд развлекается с его женой прямо у него под носом. Бедняга так расстроился, что пустил себе пулю в лоб. Что же Бюмон? С него как с гуся вода, он беспокоится только о предсмертной записке несчастного. Очень целостный тип. Вот почему я ставлю под большее сомнение относительный хэппи энд, где Джанет и Эд бегом мчатся под венец.
Любопытная деталь – Вероника Лэйк и Алан Лэдд сделали вместе семь картин, и я планирую посмотреть триллер «Синий георгин», где кроме этой знаменитой пары сыграл Уильям Бендикс – тот, кто беспощадно лупил Алана всю картину. Вероника и Алан ушли очень рано из жизни — каждому было по пятьдесят лет.
Моё заключение – я не в восторге от картины, но рада, что познакомилась с такими актёрами, как Вероника Лэйк и Алан Лэдд, то есть целой эпохой в американском кино, что уже неплохо.