Теперь я понимаю, что смотреть фильм «Кирпич» надо было только после «Мальтийского сокола», потому что герой Джозефа Гордона-Левитта буквально слеплен по Сэму Спейду, которого играет Хамфри Богарт. И мне очень жалко, что я не начала знакомство с творчеством этой американской звезды именно с «Мальтийского сокола».
Нет, вовсе неплохо, что я прежде посмотрела «Сабрину», «Касабланку» (обязательно пересмотрю этот фильм), «Африканскую королеву», чтобы понять, за что американцы так чтут этого не очень красивого внешне человека, с невыигрышной фигурой и маленьким ростом, всего 173! (Рост Гордона-Левитта около того, он на 4 см выше).
Его Спейд воплощённая крутость и железобетонность, он мачо, холодный, рассудительный, практически не теряющий голову. При всей его любви к женщинам, а они липнут к нему, как мухи, он им не верит.
Его персонаж прошёл огонь и воду, и медные трубы и ежечасно балансирует на канате, подвешенном над бездной, что только подогревает ему кровь. Бешеный ритм жизни, где день и ночь полностью перемешались, основа его существования. У такого типа не может быть семьи, потому что привязанность для него означает одно – возможное предательство с последующей расплатой.
Когда следуешь за ним в очередной его передряге, невозможно понять, чью сторону он примет в своём расследовании и примет ли вообще, настолько он сам тёмная и мутная личность. При его жестоком обращении с женщинами, удивляюсь сама себе, чем он мне симпатичен. Жалею ли я его? Нет. Он не нуждается в какой-то жалости, сам способен за себя постоять и доказывает это во всём. Хотелось бы мне оказаться рядом с таким мужчиной? Вряд ли. Да, он отличная защита в минуту опасности, но в рутинных буднях он никчемен и даже станет помехой, ведь он живёт и питается только адреналином, виски и сигареты в дополнение к его диете. В общем, Дэшил Хэммит вывел в этом антигерое нечеловеческую формулу и, самое весёлое, формула настолько очаровала кинематограф, что он только множит последователей Спейда в разных вариациях на тему «Мальтийского сокола». (Кстати, «Касабланка», которая сделает Хамфри любимцем всей Америки, выйдет через год после «Мальтийского сокола» — в 1942, как раз с началом Сталинградской битвы).
Теперь о самом фильме «Мальтийский сокол»… Это совершенная во всех отношениях картина нуар, по крайней мере, для меня. От истории невозможно оторваться, все персонажи вызывают глубокий интерес, их лояльность друг другу под большим сомнением. Каждый понемногу злодей или имеет тёмную сторону.
Очень резко стартуют события – в частное бюро сыска, основанное приятелями Арчером и Спейдом, заявляется некая Бригид О’Шеннесси (Мэри Астор) и просит помочь найти её сестру.
Она рассказывает затейливую историю, в которую трудно поверить, но деньги за работу убеждают сыщиков начать слежку. Вернее, начинает следить Арчер, он уже подпал под чары дамочки. Не успел Арчер отойти от служебного кабинета, как он отошёл в мир иной – был продырявлен пулей в упор.
И это не единственная жертва мальтийского сокола, золотой статуэтки, инкрустированной драгоценными камнями.
В дальнейшем мы узнаём краткий послужной список этого не то сокола, не то ястреба, предназначенного в качестве подарка тамплиеров испанскому королю Карлу V за Мальту. Но корабль с дарами захватили пираты, потом сокол объявился в Греции, затем в Париже у русского аристократа. Этот русский и есть точка отчёта покупки или отъятия статуэтки. Вокруг ценного артефакта собирается неслабая компания, жаждущая получить процент от продажи.
Как и подозревал Спейд, Бригид О’Шеннесси наврала всё о своей несуществующей сестре в расчёте заставить Спейда впрячься в дело и как-то контролировать соперников. Через несколько ходов Спейд выходит на Толстяка, мистера Гутмана (Сидни Гринстрит) и, вероятнее всего, он более всех достоин того, чтобы владеть этим средневековым сокровищем.
Посудите сами, он потратил почти двадцать лет на обнаружение сокола, нашёл его у русского владельца и, заплатив запрашиваемую сумму, должен был получить покупку, но его опережает Бригид со своим другом Тёрби. Дело, кажется, движется к разгадке, и все участники вот-вот смогут прикоснуться к птичке. Но не тут-то было. Сокол своевольная птица и летит туда, куда хочет.
Развязка самая жёсткая, ведь не зря Хэммит создатель крутого и циничного Спейда, которого не пронять женскими трюками, как бы ни старалась миссис О’Шеннесси.
Я думала, почему он так с ней грубо обращается? Он ласков и внимателен к другим своим подругам, помощнице Эффи и жене погибшего партнёра Арчера, с которой спит. Причина в том, что они просто женщины, а Бригид влезла в мужское дело, встала на одну доску с преступниками и проходимцами, а потому – получай, как и они.
Если снова вспомнить фильм «Кирпич», о котором писала вчера, то Брендан, персонаж Гордона-Левитта говорит Лоре, напрашивающейся ему в подруги: «Если бы ты стала моей подругой, мне бы всё время пришлось прикрывать свою спину, всё время оглядываться» — вот так всё просто и объясняется – ненадёжные это подруги. Вспомните, что сделал с ней Брендан и сравните, как поступил с Бригид Спейд. Неравнозначно, но в соответствии с нюансами времени.
В «Мальтийском соколе» одну из ролей, Кайро, компаньона Толстяка, играет изумительный актёр Петер Лорре. Люблю его с 90-х, когда увидела впервые комедию «Мышьяк и старые кружева», затем жуткий триллер «М (Город ищет убийцу».
И ещё… когда я стала смотреть информацию по этому фильму, меня поразило, что это дебют режиссёра Джона Хьюстона. И сразу в дамки! Вот как работают великие.