Не влюбиться в фильмы Макса Офюльса просто невозможно. Это именно о таких картинах можно определённо сказать – такого ныне не снимают, не умеют. Офюльс это праздник вкуса, изящества, ушедшей эпохи флирта. Офюльс – это любовная карусель. В «Мадам де…» все ингредиенты авантюрного времени: поиски развлечений, интриги, балы, роскошь и серьги, путешествующие от любовницы к жене и обратно настолько часто, что муж, наконец, начинает интересоваться друзьями своей половины. В этой мелодраме, пронизанной чудесным тонким юмором, играет божественная троица – Даниэ́ль Дарьё, Витторио Де Сика и замечательный американский актёр французского происхождения Шарль Буайе.
Он исключительно хорош в фильме «Фанни» Марселя Паньоля и убедительно злодейский в «Газовом свете».
«Мадам де…» разворачивается на фоне 19 века и рассказывает об эскападах трёх аристократов.
Луиза, мадам де (Даниэ́ль Дарьё), замужем за богатым генералом Андре де… (Шарль Буайе).
Их брак абсолютно деловая сделка, и в любовные интрижки на стороне вовлечены оба. Насколько далеко заходит в своих отношениях с кавалерами Луиза, не очень понятно – то ли это пустой флирт, то ли постель. Если взять за образец для подражания литературное наследие Колетт (Жижи) или Шодерло де Лакло (Опасные связи), то степень близости не должна вызывать ни капли сомнения.
Пара серёг, которые дарит своей жене на свадьбу генерал, становятся главным действующим лицом (предметом) истории «Мадам де».
Дамы высшего света проводили за карточным столом ничуть не меньше времени, чем мужчины. Играли по-крупному. Проиграв большую сумму денег, Луиза, чтобы погасить карточный долг, продала свои серьги, а мужу приготовила сказку, что она их потеряла. Однако ювелир, у которого часто покупает драгоценные украшения генерал, тут же предлагает их своему клиенту.
Генерал позволяет жене обманываться в том, что она удачно избежала наказания и при расставании дарит пресловутые серьги своей любовнице. Любовница не меньше жены генерала любит карты и, не задумываясь, ставит подарок любовника на кон.
Серьги попадают в руки барона Донати (Витторио Де Сика).
Барон случайно встретил Луизу во время путешествия и, как водится, теряет голову от любви к ней. Позже они встречаются в Париже и вступают в любовные отношения. В знак своей любви он дарит ей многострадальные серьги, а Луиза, не подумав и пяти секунд, объявляет мужу о чудесной находке – нашла-де потеряшек в одной из перчаток. Генерал не верит ей ни секунды, и делает для себя неприятное открытие – Луиза влюблена в барона.
Хождение ювелирной вещицы по кругу обставлено с юмором. Любопытно, что ещё придумает Луиза, чтобы оправдаться перед мужем, опытным светским львом. Генерал буквально наслаждается ситуацией, в которую попала его жена. Он трижды покупает чёртовы серьги, а ювелир называет очередную покупку «нашим обычным делом».
Режиссёр интересно показывает развитие отношений Луизы и барона через танец на балу. Они постоянно танцуют, потом скрываются за колонной и появляются в других костюмах. Их диалог подтверждает, что прошло какое-то время прежде, чем они встретились вновь.
Генерал, казалось бы, мало озабочен похождениями жены, пока её отношения держатся в рамках приличий. Но с появлением серёг, он не мог претворяться, что не знает, откуда они взялись. Он объясняет ситуацию барону, и тот соглашается, что связь нужно прекратить. Но урон уже нанесён – Луиза не может продолжать жить прежней жизнью, как ни в чём не бывало.
Мужчины сыграли по правилам светского общества, но в этом обществе не осталось места для Луизы.
Продвигаясь к финалу, фильм становится всё более мелодраматичным, но заслуга режиссёра и актёров в том, что ситуация и персонажи выглядят естественно и имеют смысл. Даррьё особенно убедительна в роли светской женщины, выпавшей из правил своего круга.
Фильм «Мадам де…» хорош, он даже прекрасен в художественном и техническом отношении. Да и сама история не потерялась, спустя полвека, и вызывает по-прежнему глубокое сочувствие к переживаниям и метаниям героини.