Как странно иногда всё происходит в Голливуде – очень часто снимают фильмы по одному и тому же произведению одновременно. Можно привести кучу примеров, да вы и без меня это сможете сделать. Но из двух фильмов по роману Шодерло де Лакло «Опасные связи» я, не задумываясь, предпочла режиссёра Милоша Формана и его «Вальмона» в первую очередь из-за Колина Фёрта и Аннетт Беннинг, в то время как на другой чаше весов Джон Малкович, один вид которого вызывает у меня отторжение и андрогин по имени Глен Клоуз.
Мне всегда было любопытно, каково это режиссёру узнать, что где-то параллельно снимают фильм точь-в-точь по твоей теме. Оказывается, если продюсер не против и режиссёра это не трогает, то и волноваться нет причины, снимай себе да снимай.
К этому моменту у Формана уже была самая высокая репутация в Голливуде – «Пролетая над гнездом кукушки» и «Амадей» заслуженно получили премию Оскар как лучшие фильмы года.
Свой роман де Лакло написал в 1782 году и неудивительно, что он вызвал скандал в обществе. Сюжет и сегодня вызывает удивление – так цинично и язвительно рассказать о сексе, показать лицемерие высшего света, выставить на всеобщее посмешище буржуазную мораль, это достойно экранизации.
Сюжет кажется простым и понятным: светская дама маркиза де Мертей (Аннетт Беннинг) узнав, что её любовник даёт ей отставку, потому что решил жениться на юной девственнице Сесиль (Файруза Балк), которую специально для него выращивают в женском монастыре, жаждет мести. Она просит своего бывшего любовника виконта де Вальмона (Колин Фёрт) соблазнить 15-летнюю девушку.
У Вальмона другие планы – он находится в самом разгаре игры с добродетельной замужней мадам де Турвель (Мэг Тилли), но хитрая и бессердечная маркиза предлагает ему пари на условиях: соблазни невесту накануне венца и добро пожаловать в мою постель снова, не сможешь – отправляйся в монастырь. И это, конечно, вызов для виконта. И это, конечно же, навсегда разгонит его скуку. Женщины для него спорт. Он преследует их с маниакальным рвением. Чем труднее заполучить очередную жертву, тем интереснее для него преследование. Как только затащил в постель, всё, конец, опять скука.
Пока тебя любят, ты всесилен. Как только влюбился сам – потерял власть и самого себя. Обман самых близких партнёров не только не вызывает осуждения, он приветствуется. Все лгут, согласно ритуалу, изменяя друг другу направо и налево.
Колин Фёрт в роли Вальмона за шесть лет до того, как его мистер Дарси вышел из озера в мокрой рубашке, прилипшей к телу, и пленил большую часть женщин на этой планете в знаменитейшей экранизации романа Джейн Остен «Гордость и предубеждение».
Такой же мокрый и неотразимый его герой барахтается в пруду, претворяясь, что тонет и всё это ради соблазнения добродетельной мадам де Турвиль.
(Кстати, во время съёмок между актёрами начались настоящие любовные отношения, приведшие к рождению сына Вильяма, которому сейчас 23 года. Повеса Колин Фёрт также не упустил из виду свою другую партнёршу, Дженнифер Эль (Лиззи Беннетт).
Обратите внимание, как очаровательный улыбчивый Вальмон, не получив благосклонности объекта своего ухаживания, меняется в лице. Смена маски просто завораживает.
Фёрт в каждой сцене вызывает восхищение, но одна сцена сыграна им особенно мастерски. Я имею в виду сцену, где собрались все его любимые женщины, и он, единственный кавалер, танцует с каждой по очереди, и с каждой он совершенно разный.
Сначала он танцует со своей престарелой тётушкой (Фабия Дрейк), которую по-настоящему обожает. С ней он ничего не скрывает, флиртуя искренне и искренне забавляясь. Потом наступает очередь юной жертвы. Её предстоит соблазнить, поэтому с ней он как шаловливый мальчишка, чем моментально покоряет неопытную девушку только что вышедшую из монастыря.
Затем он танцует с маркизой, бывшей любовницей. Он холоден с ней и держится отстранённо. Она бесстыдно флиртует с Вальмоном.
И, наконец, добродетельная супруга, принадлежащая другому. Он поклялся, что не упустит эту набожную мадам. Его танец чувственный и откровенный. Химия между актёрами настолько сильна, что летят искры.
Так как единственное, чем по-настоящему заняты все персонажи «Вальмона» это поиск чувственных удовольствий, то и нам, зрителям, позволено перемещаться из постели в постель, испытывая при этом невообразимое сочувствие и жалость к одним, злорадство и презрение по отношению к другим участникам фарса.
На фоне роскошных декораций и костюмов разыгрывается жестокая драма, которую затеяли Вальмон и маркиза де Мертей. Начав свои игры из мести и от скуки, они не только поломали судьбы других людей, но и свои собственные, упустив единственный шанс на счастье.
Интересно как Вы оцениваете актерское мастерство. По каким критериям. Можете рассказать?=)
Самое главное для меня, как актёр работает в ансамбле. Здесь важно всё, не просто реплики, а язык тела. Причём, не обязательно показывать бешеную мимику лица. Можно просто смотреть.(Не по-голливудски таращиться!) То, как смотрит Фёрт, лаская, ненавидя, презирая взглядом это гораздо важнее бурных выкриков и всплесков. Он очень редко улыбается в кадре (и вообще!), но когда это происходит, это как откровение, как новая черта у его персонажа. Когда смотрю фильм (любой), всегда замечаю, насколько детально проработан персонаж, насколько он убедителен. Недоработки актёра, необоснованность каких-то жестов, сразу губят общее впечатление от роли. Интересно следить за нервной игрой Майкла Фассбендера. Посмотрите «Аквариум». У него целый арсенал косвенных украшений роли. И, конечно, сама личность. Не верю, что пустой, недалёкий актёр способен находиться долго в крупном плане. Это самый предательский момент. Если камера смотрит актёру прямо в глаза, значит, там что-то есть. Для меня высшим эталоном актёрской игры является прежде всего наша Советская школа. Сейчас это в прошлом. И Британская. Эти актёры умеют играть всё. Они многозначительно молчат, не суетятся, обыгрывают крепко второй план. Всё очень солидно. Вот почему их сериалы так западают в сердце. Ключ у актёров. Они серьёзно относятся к делу.
Катя, мой ответ сходу. Если поразмышлять, то появятся ещё аспекты. И, конечно,у меня срабатывает принцип отбора — десятки лет я глубоко в кино. Столько уже видано. Многое работает на ощущениях, на обратной связи. Например, есть просто разгромные рецензии на игру Фёрта в роли Вальмона. Пусть. Это мой актёр, он играет только для меня, обращается только к моему сердцу. Согласна, звучит очень субъективно. Но любая оценка субъективна.
Спасибо большое за ответ! Очень интересно!! Обязательно посмотрю «Аквариум».
А Ферта и я очень люблю. Какой у него Дарси в «Гордость и предубеждение» Ммммм… И такой же замечательный Дарси в «Бриджит Джонс».))))
А я люблю версию с Малковичем и Клоуз, очень. Там такая подборка актеров душевная и все они вызывают в этих ролях отторжение, просто серпентарий. И разве история не про это?
Фильмы о разном. «Опасные связи» о пороке. А «Вальмон», всё-таки, о том, что и на старуху (Вальмона) бывает проруха. И «Опасные связи» холодный, анализирующий, там все гады (серпентарий, отлично сказано). А в «Вальмоне» много человеческого. А потому жалостливого.
Когда мне было плохо я нашла ‘ Вальмона’. Образ далековат от литературного, но видимо не было цели перессказа романа.
Колин Ферт теплый артист сотворил такого обаятельного грешника.По современным меркам он ни в чем не виноват ведь в 14 лет уже паспорт дают. Ответственность перед собой и людьми признана.а в 18 веке люди и вовсе рано взрослели.А Малкович показал вопиющий разврат на той же почве. Гениально. Музыка в обоих фильмах ну просто завораживает. Сцена с шалью и ключем танец!
И какой Вам больше понравился фильм?
Оба фильма изумительны. Их будут смотреть всегда. Но не все. Книги и фильмы для тех кто понимает. Клара.
Мне больше понравилась экранизация 1989г.Читала все эти замечания критиков по поводу того ,что не раскрыта тема порочности персонажей .Ну и что ?Мне больше нравится когда отрицательный персонаж демонстрирует ,что он всё же ни такой плохой ,некие проблески,едва уловимые намёки на то что в глубине души он хороший.Не буду писать про Дарси это совершенно другая роль ,но в роли искусителя Фёрт это нечто потрясающее ,начинаешь понимать героинь ,что бросили свою честь к его ногам за одну только ночь и предпочли погибнуть .Я не читала роман и мне глубоко каким должен быть Вальмон .Фёрт просто завораживает ,притягивает просто невозможно оторвать взгляда в отличии от Малковича у которого напрочь отсутствует этот магнитизм ,который есть у Фёрта .Первая мысль возникает при виде Малковича -«бабы дуры .На кого польстились?»Престарелая маркиза тоже не вызывает никаких чувств кроме отторжения.Не знаю кому как а мне приятнее смотреть версию с Фёртом .Иногда даже пересматриваю ,особенно моменты любовных сцен Фёрта с Тили.
Ой, как я согласна с Вами, Ирина. По всем пунктам. Именно по тем же самым причинам я не выношу версию с Малковичем и Клоуз. Пренеприятные внешне актёры. Анетт Беннинг, маркиза, прелесть! Да и кто там только не прелесть внешне? А какие страсти! Как они переданы!
О да !Страсти переданы достаточно достоверно,вероятно потому что они подлинные )А можно сказать ,что после таких сцен просто невозможно было не влюбиться .
Самое интересное, в это же самое время Колин Фёрт снимался в хорроре «Квартира ноль» https://yaokino.ru/kwartira-nol