Караул, спасите! Я тону в нуарных фильмах 40-х годов! И как же они мне нравятся. Как элегантно они сняты, как лаконично рассказаны!
«Синий георгин» снят по роману Раймонда Чандлера, он сам написал сценарий, а в главных ролях три мои знакомца из «Стеклянного ключа» — Алан Лэдд, Вероника Лэйк и Уильям Бендикс. История отлично закручена, выдержана с нарастающим напряжением. По ходу развития событий я получила несколько приятных сюрпризов, о чём и расскажу ниже.
Три воздушных аса, Джордж, Базз и Джонни, возвращаются домой в Калифорнию. Базз и Джордж останавливаются в отеле, а Джонни идёт в дом к жене, о которой получал разные новости.
Вряд ли он ожидал увидеть своими глазами, что творится в доме – вечеринка в полном разгаре, дым коромыслом и пьяная жёнушка в обнимку с дружком Харвудом, владельцем ночного клуба «Синий георгин».
Джонни всех разогнал, но разговор с женой Хелен не заладился. Выяснилось, что их сын умер не от инфекции, как она ему сообщила, а погиб в автокатастрофе, виновницей которой была она сама в пьяном состоянии. Джонни собрал вещи и, уходя, необдуманно оставил своё пистолет, из которого её в тот же вечер и застрелили.
Джонни не вернулся к друзьям, а направился, куда глаза глядят. В дороге его подобрала Джойс (Вероника Лэйк), красивая блондинка. На её заигрывание он отвечал полным равнодушием и расстался с нею у ближайшего отеля. Утром во время завтрака выяснилось, что они остановились в одном и том же отеле. В это время горничная пришла убирать бунгало Хелен и нашла её мёртвой. Информацию о себе Джонни слышит по телевизору и спасается бегством. К этому моменту у полиции несколько подозреваемых, в том числе сослуживец и друг Джонни, Базз, страдающий провалами памяти из-за тяжёлого ранения в голову.
Базза играет Уильям Бендикс, он достоверно передаёт приступы, которые наваливаются на него стоит только загреметь музыке. В такие моменты он не отвечает за себя. Услышав от жены Джонни, что они поссорились, и тот ушёл из дома, Базз, ничего не говоря Джорджу, отправился разруливать ситуацию.
Джордж (Хью Бомонт) предпочитает не вмешиваться в отношения друга с женой – пусть они сами решат, что им лучше. Но ситуация становится всё серьёзней, и уже не отсидеться на нейтральной полосе. Тема мужской дружбы мне очень понравилась, обычно в таких картинах все против всех и каждый за себя.
Тем временем, Джонни попадает в лапы бандитов Харвуда, маскирующихся под полицейских и его привычно молотят, как отбивную котлету. Надо сказать, что сцены драк, а вернее, избиения, сделаны мастерски – грубо, больно, ощутимо. Но Джонни крут. Он ас. Пусть не в кабине своего бомбардировщика, но и на земле он постоит за себя.
Забыла упомянуть, что во время своего побега от полиции, Джонни несколько раз пересекается с Джойс, она — жена хозяина «Синего георгина», но у них с мужем непонятные отношения – ненависть, любовь или бизнес и ничего личного. Образ роковой блондинки – самое слабое звено всей истории. Неясно, почему она так часто встречает Джонни на своём пути.
Случайность? Он и сам в это не верит. Она помогает ему избежать ареста, но потом она же участвует в странном допросе, очной ставке в бунгало Хелен. Как раз в самый пик допроса Базза, который практически сознался в убийстве, в бунгало входит побитый Джонни. И роскошная развязка истории – вишенка на торте, который и до того был изумительно вкусным.
К сюрпризам отношу несколько интересных персонажей, к примеру, жену Джонни, Хелен. Она немного времени заняла в истории, но вызвала во мне любопытство. Как она дошла до жизни такой? Почему запила так жёстко, что угробила собственного ребёнка? Почему пошла по рукам в то время, как муж воевал?
Нетривиально сыгран один из злодеев, Харвуд, в нём ощущается достоинство и некоторая тайна. Ховард Де Сильва – талантливый актёр, у него гигантская фильмография, и я уж точно с ним ещё встречусь. С блеском представил своего героя Алан Лэдд.
Узнала, что он был очень любимой звездой режиссёров нуара и писателей крутых детективов. Одно его имя притягивало зрителя в кинозал, и он имел право подбирать себе партнёрш для фильмов. Обладая очень маленьким ростом, около 168 см, он смотрел на актрис только с точки зрения сантиметров, а не таланта. Вот почему Вероника Лэйк ростом в 157 см, снялась с ним в семи картинах.
Она не читала книг и понятия не имела, кто такой Раймонд Чандлер, по которому снимается «Синий георгин». Писатель тоже ей отомстил – сделал роль Джойс пустой до неприличия, она практически не говорит, только держит крупный план. Чандлер везде и всюду коверкал её имя – вместо «Вероники», «Мороника» (от англ. слова «moronic» — «идиотский, имбицильный»).