Ах, какой замечательный фильм я посмотрела вчера! Как же мне угодила вся творческая команда «Женской мести»! С первого до последнего кадра смотрела я захватывающий детектив на фоне любимой исторической эпохи – начало века. Напрашивались ассоциации с «Шагами в тумане», «Ребеккой», «Свидетелем обвинения» и «Газовым светом».
Ну, куда же без “Газового света”, если там и здесь играет замечательный Шарль Буайе! И как играет! Просто жжёт! Сразу замечу, что история, рассказанная в «Женской мести», действительно впечатляет – богатая, болезненная жена, ревнивая и скучная, так и напрашивается, чтобы её муж, у которого ещё сохранился порох в пороховницах, задумал против неё что-то недоброе. Кажется, ну куда уж банальнее? Столько видано и читано про такое. Но нет, не в «Женской мести». Не зря сценарий написан самим Олдосом Хаксли, создателем знаменитого романа антиутопии «О дивный новый мир».
Повороты и сюрпризы выскакивают на каждом шагу, и следить за событиями очень интересно. Тем более что история развивается динамично, поскольку фильм крошка по сегодняшним меркам (полтора часа), а рассказать нужно много. Длинные фильмы грешат именно растянутым донельзя повествованием.
Шарль Буайе («Мадам Де…», «Очень необычная услуга», «Газовый свет», «Фанни») играет Генри Морье, несколько усталого от ничегонеделанья мужчину.
Он богат с рождения, женат на богатой женщине. К несчастью, он слишком умён и хорошо разбирается в искусстве. Его жена, Эмили, страдалица, равнодушная к увлечениям мужа.
Она обожает Генри, но он с нею предупредительно холоден. Рядом с Эмили находится постоянная нянька-медсестра Брэддок, мужененавистница, не выносит своего хозяина и подогревает все подозрения болезненной женщины. С её подачи почти закрутится верёвка на шее Генри.
Эмили снабжает своего бездельника брата Роберта чеками на крупную сумму, чтобы он мог продолжать бездельничать. Роберт также не терпит своего деверя. А за что, спрашивается, его любить? Только вымолишь чек у сестры, как Генри Морье рвёт его на части. Не даёт денег. Зато судьба вознаградит Роберта – он поймает мужа своей сестры с любовницей в одном из ресторанов и тогда уж чеки к нему рекой потекут. Именно в этих эпизодах у меня возникла параллель с «Ребеккой».
Семья Морье поддерживает дружбу с Дженет (Джессика Тэнди) и её отцом инвалидом. У этой дружбы давние истоки. Когда-то Генри помог им в трудный час. С тех пор Дженет преданно любит своего благодетеля.
Он тоже любит её братской любовью, не подозревая, какие страстные бури сотрясают тщедушную девушку не первой молодости. Дженет до поры до времени остаётся на третьем плане. Она друг семьи, близкая подруга Эмили, посвящена во все её сомнения и не сразу понимаешь, что именно она является фокусом всё истории, главной героиней.
Актриса Джессика Тэнди великолепна в сложной роли – она буквально расцветала в некоторых эпизодах, а то становилась отталкивающе некрасивой.
Её тихая интеллигентность, терпение и участие так скрасили жизнь Генри, что мне стало казаться, его любовь к ней настоящая, не только братская, как он говорит. Они очень близки интеллектуально – их связывает искусство. Но Генри Морье всюду скучно.
В его жизни нашлось место совсем юной девушке, семнадцатилетней Дорис. Здесь я сделала очень приятное открытие – я уже видела Энн Блит! Она сыграла омерзительную дочку Джоан Кроуфорд в триллере «Милдред Пирс». Ну, никак не думала, что так можно радикально поменять характер. Здесь она просто ангел небесный.
Без иронии. Невозможно её не любить, такая она светлая. Хотя, конечно, есть нюанс – она начала встречаться с Генри, когда его жена ещё была жива.
Но как же она ругает себя за такой бесшабашный поступок, за свою страсть к Морье! Что любопытно, с этой девушкой Генри также отстранён и прохладен. Как-то слишком по-отцовски он её обнимает. Не любит и её тоже? В дальнейшем все вопросы отпадут.
Итак, три женщины попали в круг влияния Генри. За двумя из них, Дженет и Эмили, наблюдает семейный доктор Либбард. Нет, это не формальный персонаж, облачённый профессиональным долгом. Он настоящий философ, психиатр, просто мужчина с большим жизненным опытом в супружестве. Его замечания, разговоры с ним, дают всем персонажам пищу для размышлений. В какой-то момент он получит свои пять минут славы, отыграв бравурный финал.
Кому-то этот финал покажется несуразным, но я возрадовалась – люблю возмездие по чёрным делам и делишкам. В фильме есть очень впечатляющая сцена – в тюрьму, куда попадает Генри, обвинённый в отравлении своей жены, приходит Дженет.
Камера Генри находится в нижнем ярусе, Дженет стоит наверху и смотрит на Генри, словно сквозь туннель.
Он морально растерзан и знает, что ему остались считанные часы до повешения. Он смотрит на неё, запрокинув голову, жалкий и растерзанный. Она же, как отмщённая королева, бросает ему страшные признания – она его любила, а он променял её на ничтожество, на секс с юной пустышкой.
По мере признаний Генри с ужасом осознаёт, кто отравил его жену. Вот оно освобождение, вот его ключ к свободе. Но полиция в его камере ничего не слышала, ни во что не вникала. Всё пронеслось мимо их ушей. Зашифрованные слова Дженет адресовались только одному человеку. Это потрясающая сцена надолго сохранится в моей памяти. Сыграна она с невероятным накалом. Шарль Буайе, наконец, выходит из летаргии и предстаёт во всеоружии актёрского мастерства. Отличный аккорд. Таких аккордов, но менее явственных, много в картине, этим она меня покорила.
Конечно, не могу не сказать о картинке – это нуар, очень красивый фильм. Музыка не надоедает, некоторые сцены сняты вообще без музыкального сопровождения.
«Женская месть» – качественное кино, оно совсем не состарилось, история достаёт до самого основания, заставляет сопереживать, сразу вовлекает в интригу. Рекомендую.