Фильм «Звонить Нортсайд 777» снят в жанре псевдо документалистики с элементами нуара, но, конечно, до классического нуара он не дотягивает, поскольку в нем практически все персонажи положительные и особенно главный, Макнил, сыгранный моим любимейшим Джеймсом Стюартом. И, хотя, после его триумфального «Дестри снова в седле» прошло с десяток лет, так и кажется, что он достанет кольт и порешит всю коррупцию в полицейском сообществе.
Это его не первая роль журналиста, репортера, как принято было называть газетчиков в недавнем прошлом. Он сногсшибателен в комедии «Филадельфийская история» в роли прожженного журналюги. Кроме того, он, можно сказать, муза Альфреда Хичкока, снявшись в его четырех триллерах — «Окно во двор«, «Головокружение», «Веревка» и «Человек, который слишком много знал«. Ну, и не забывайте о рождественском шедевре «Эта замечательная жизнь«. Я обожаю его в мелодраме «Магазинчик за углом«. Обратившись к его биографии, я с удивлением узнала, что он заслуженный летчик и герой Второй мировой войны, командир, и у него военных наград не меньше, чем кинематографических. Это еще добавило моего уважения к этому актеру. Надо ли говорить, что одно его присутствие в картине «Звонить Нортсайд 777 » вызывало трепет моей души и сердца))
История подается в виде хронологического репортажа. Начавшись в 1932 году в период сухого закона, она продолжается спустя десять лет. Тогда, при попытке ограбить подпольное питейное заведение мадам Магды был убит полицейский. Хозяйка притона опознала людей в масках и их приговорили к 99 годам тюрьмы. Следствие велось скоропостижно и как попало, но не вызвало ни у кого сомнений, кроме самих осужденных и их родных. Спустя десять лет Келли (Ли Джей Кобб), главный редактор Таймса увидел неприметное объявление в мелкой газетенке, где было обещано вознаграждение в пять тысяч долларов тому, кто предъявит хоть какие-то факты, связанные с делом убитого в 1932 году полицейского. В объявлении был указан адрес. Келли, как хорошая гончая обладал нюхом на сенсации, без которых тираж газеты мельчал. На поиски подавшего объявление он отправил своего лучшего журналиста Макнила (Джеймс Стюарт). Тот взял задание без всякого энтузиазма. Он знаком с делом и стопроцентно верил, что заключенные Фрэнк и Томек виновны.
Начавшись как скучное и бесперспективное задание перерастает в полноценное расследование. Макнил не только встречается с матерью Фрэнка, чьё объявление о пяти тысячах должно, по её мнению, снова открыть дело, но и увидел новую семью подсудимого и несколько раз побеседовал с самим осужденным. Уверенность журналиста в справедливость вердикта претерпевает радикальные изменения. Сначала сомнения после разговоров с вовлеченными в это дело, а потом и энтузиазм от осознания, что люди невиновны, и он, журналист, может исправить страшную судебную ошибку.
Сама по себе история очень греет душу. В ней есть место юмору. Люди, в большинстве своем, хорошие.
Восхищает самоотверженная мать Фрэнка, польская женщина, Тилли Вичек (Кася Орзазевски).
Она десять долгих лет моет полы, отказывая себе даже в еде, чтобы собрать деньги на вознаграждение. Перед ее подвигом невозможно устоять. Также восхищает жена Фрэнка Хелен и его маленький сын. И даже новый муж Хелен мне нравится. Вопрос только в том, как они распутают этот образовавшийся клубок отношений. Все хорошие и никого нельзя обидеть)
На этом изумительно благостном фоне не менее благостно смотрится семейная жизнь самого журналиста — жена постоянно что-то варит на кухне или раскладывает пазл, иногда с помощью мужа. Попутно она направляет течение его мыслей в нужное русло — «Признайся, милый, что ты уже не так уверен в виновности Фрэнка?» Полная идиллия. Талантливой актрисе Хелен Уокер абсолютно тесно в картонной роли.
А как же Фрэнк? (его играет Ричард Конте, список фильмов с его участием на блоге смотри ниже). Он благородный, добрый, честный. Совсем не нуарный персонаж. К его игре нет претензий — сыгран на пятерку в заданных условиях и очень непривычно видеть его некрутым, мягким и даже нежным.
Из отрицательных персонажей отмечу Ванду, свидетельницу, из-за которой он получил такой срок. Сыграна Бетти Гард с перцем, страстно. Она стоит на своем до конца. А жизнь в той лачуге, где она нашла пристанище, достойный конец ее бурной деятельности.
Фильм «Звонить Нортсайд 777» упивается гаджетами той эпохи, призванными облегчить расследование. Это и миниатюрный фотоаппарат в кармане журналиста — он сильно помог продвинуться в расследовании.
Это и полиграф, детектор лжи, в который свято верит режиссер и его герой Маклин, но чья доказательность теперь далеко не бесспорна.
Это и телеграф, по которому передают фотографию газеты. Если дата подтвердится, то это станет неоспоримым фактом для комиссии по помилованию. Все эти приспособления показаны основательно, с чувством, с толком, с расстановкой и заняли уйму времени. Они должны были поразить и впечатлить тогдашнего зрителя. Наверное впечатлили и поразили. Меня же больше всего неприятно задели несколько моментов в этом фильме — Фрэнк отбыл в тюрьме десять лет и получил при выходе десять долларов. Он горько замечает: «По доллару за каждый год». Маклин хлопает его дружески по плечу и утешает: «Зато ты на свободе. Государство признало свою ошибку. Мало на свете таких государств, где признали бы ошибку». Вот это лизоблюдство со стороны режиссера и сценариста просто покоробило. Они вложили свою лесть в уста главного героя и звучит это так фальшиво и пафосно, словно Маклин не сражался с системой, где коррупция разъела все этажи власти. Даже и речи не идет о компенсации — спасибо, что вообще вышел.
В картине есть необъяснимые прорехи — ничего не говорится о Томеке, напарнике Фрэнка. Он что же, остается в тюрьме? Он также невиновен, как и Фрэнк, но история стеснительно обходит его стороной, занимаясь лишь Фрэнком.
И, наверное, самый досадный промах сценария — фильм не отвечает на вопрос — Так кто же, все-таки, те преступники, что застрелили полицейского? Если эти подсудимые невиновны, то кто виновен? Молчание. И как будет наказана Магда за лжесвидетельство? Кто в полиции запугал ее, заставив давать ложное показание? Нет ответов. Вот это и удерживает меня от высокой оценки фильму, хотя считаю его интересным и познавательным в историческом смысле.
О фильмах с участием Ричарда Конте: