«Филадельфийская история» — эта настоящая комедия положений самого высокого класса (по совпадению, она и рассказывает о нескольких днях людей самого высокого класса!) со всеми обязательными атрибутами – острыми диалогами, отличной игрой актёров всех планов и восхитительной историей.
Картина снята мастодонтом Голливуда Джорджем Кьюкором, у которого в фильмографии сплошные шедевры. Кьюкор – воплощение самого Голливуда, посудите сами – «Волшебник страны Оз», «Газовый свет», «Моя прекрасная леди», «Синяя птица», «Звезда родилась», «Унесённые ветром».
Мне повезло – моё знакомство с Золотой эрой Голливуда началось именно с картины «Филадельфийская история», где играет великолепное трио, американские звёзды первой величины – Кэтрин Хепберн, Кэри Грант и Джеймс Стюарт.
С Кэтрин Хепберн я не расстаюсь по жизни – люблю её «Африканскую королеву», «Внезапно, прошлым летом», «На золотом пруду», «Воспитание крошки». В «Филадельфийской истории» замечательно срабатывает её надменность, привычка повелевать и… острый юмор. Типичным для фильмов того времени является очень быстрая речь актёров, стремительная, я бы даже сказала. Обратите на это внимание, когда станете смотреть в оригинале с субтитрами.
«Филадельфийская история» рассказывает о Трэйси Лорд (Кэтрин Хепберн) – она светская львица и собралась замуж за владельца рудников Китриджа (Джон Говард). И уже на картинке видно, как Трэйси ретиво взялась за убеждение Китриджа в том, как она ему нужна!
Это её второй брак. Первый, с Декстером (Кэри Грант) оказался скороспелым, супруги находились в постоянных битвах друг с другом и сцена, как Декстера выставляют за дверь вместе с его клюшками для гольфа, просто хороша! Освещать это событие могут только избранные, и журналист Майк Коннор (Джеймс Стюарт) мечтает попасть внутрь этого события. И не просто попасть и узнать какие-то жареные факты, но и умудриться сфотографировать то, от чего читатели взвоют. В помощники он берёт свою подругу Лиз (Рут Хасси).
Эта парочка циников, их ничего не удивляет, и они ко всему привыкли, зарабатывая деньги на скандалах. К ним внезапно приходит подмога – Декстер, бывший муж Трэйси, питающий по-прежнему некоторые чувства по отношению к своей бывшей, готов поспособствовать проникновению папарацци в поместье Лордов, зная, как там ненавидят журналистов. Ещё бы! Семейству есть, что скрывать от посторонних глаз.
Пересказывать комедию самое бесполезное дело – здесь каждое слово на вес золота, поскольку всё выверено до дюйма, разговоры, лица – всё в постоянном движении. В «Филадельфийской истории» постоянно говорят, и слушать такую богатую речь, пересыпанную острыми словечками несказанное удовольствие.
Фильм вроде бы рассказывает знакомую историю о том, что богатые «тоже плачут». Взять хотя бы жизнь Трэйси, богини, совершенства, которую все мужчины возносят на пьедестал. Но как она одинока! Майк, талантливый журналист, вынужден зарабатывать на скандалах, презирая не только объекты своих опусов, но и себя. И этим двоим есть чему поучиться друг у друга.
Послание о том, что лучше бедное счастье, чем то, к чему стремится Трэйси – совершенство во всех отношениях. И этот месседж транслируется в фильме не раз. Долой деление на круги, классовую нетерпимость – замечательно! Но почему же такой противоречивый финал? Почему не Майк выбран в мужья? Почему снова светский повеса? Пожалуй, это единственный момент, который вызывает недоумение.
Пройдусь по игре любимцев. Начну с маленького человечка – младшей сестры Трэйси, Дайны. Вот уж кому нельзя попадаться на язык, так это ей – проглотит и не поморщится. Она всё про всех знает, умна, прирождённый пранкер, уморительна! Замечательно сыграна Вирджинией Вердлер.
Джеймс Стюарт получил единственный Оскар в жизни за эту роль. Даже шаля и хулиганя, он глубоко печален. Парадокс. Отношу это к его природному дару.
Кэри Грант бывал много раз интереснее, чем в роли предсказуемого Декстера. Таких персонажей он уже играл, но я и люблю его за постоянные повторения себя любимого. (Кстати, вместе с Кэтрин они сыграли в четырёх фильмах!)
Королевой этого водевиля остаётся Кэтрин Хепберн. Роль скроена для неё, она и сыграна безупречно, на полутонах и мельчайших нюансах – за обманчивой внешностью высокомерной красивой женщины скрыта тонкая и легкоранимая душа. Обидно, что она вновь просчиталась в выборе того, кто пойдёт с ней по жизни. Обидно, что не такой, как Майкл, а миллиардер Говард Хьюз, её любовник, который и подарил ей эту пьесу, выкупив на неё права. Так странно иногда переплетается жизнь и кино.
P.S. Кейт Бланшетт сыграла Кэтрин Хепберн в картине Мартина Скорсезе «Авиатор», Леонардо Ди Каприо — Говарда Хьюза.