Ещё один замечательный фильм Отто Премингера с моей любимицей Джин Тирни. Как же она красива! Словно создана для чёрно-белой картинки этого жанра. Меня также заинтересовали два других актёра, совершенно новые для меня лица – Ричард Конте и Хосе Феррер и захотелось посмотреть фильмы с их участием, которые сильно нахваливают поклонники. Обязательно посмотрю «Секреты Нью-Йорка», «Синюю гардению» и ещё пару-тройку. Список распухает не по дням, а по часам, и это так будоражит – непредсказуемая встреча, как свидание вслепую, не знаешь, куда заведёт. Обожаю сюрпризы. А Голливуд 40-х буквально напичкан сюрпризами. Больше всего мне нравится, что я нахожусь в сети переплетений одних и тех же актёров и режиссёров, настолько тесен оказался тот мир. Иногда я с трудом отрываюсь от нуара, чтобы глотнуть другого воздух другой эпохи, но проходит время, и меня неудержимо тянет в атмосферу контрастов света и тени.
Итак, я снова в волнующей психологической теме, даже психиатрической – главная героиня клептоманка. Энн Саттон (Джин Тирни) богата, она замужем за преуспевающим знаменитым психиатром Биллом Саттоном (Ричард Конте).
Фильм начинается сразу с события, которое свяжет Энн с гипнотизёром и астрологом Корво (Хосе Феррер), человеком без принципов, у которого главный девиз «деньги любой ценой». Энн украла брошь в дорогом магазине, охранник это заметил и забрал её для составления протокола. Случайным свидетелем стал Корво, он надавил на управляющего, поскольку знаком с его женой через психологические сеансы, которые она посещает. Энн Саттон поражена тем, как быстро улажено дело, но думает, что попала в руки шантажиста. Она подписывает чек на пять тысяч долларов, думая, что дело сделано.
Однако у Корво другие планы, о которых она и не подозревает. В коротком разговоре Корво блистательно подсаживает её на крючок. Он говорит ей, что у неё проблемы, она воровка, она не спит, у неё головные боли. Своему мужу она об этом не сообщает, потому что хочет оставаться той идеальной женой, которую он себе нафантазировал.
И это является такой жестокой правдой, что женщина даже не сопротивляется. Корво обещает её вылечить. Пусть посещает его ежедневно и сон ей обеспечен. Сначала кажется, что Энн вот-вот отряхнётся от притязаний наглого Корво и расскажет всё своему мужу. Но когда видишь Билла Саттона и его отношения с женой, понимаешь, что не всё так радужно в их доме. Почему она не рассказывает о ему о Корво? Почему не говорит о воровстве? Похоже, что игра в молчанку привычна для их супружества. Если психиатр такой отстранённый и холодный даже для жены, то и мне не хочется довериться такому врачу. Энн же постепенно втягивается всё глубже и глубже в отношения с Корво.
Нет, там нет ничего предосудительного, он не соблазняет её сексуально, не переходит дозволенных рамок, но прессует её психологически, вводит в гипнотическое состояние и внедряет в её мозг свои команды.
Корво отлично играет на патологической привычке Энн воровать.
Ей кажется, что она нашла наконец доктора, способного излечить её от кошмарной зависимости и вернуться к мужу обновлённой, идеальной женщиной, которую до этого она лишь играла для него. Тем временем, на одной из вечеринок, куда Корво приглашает Энн, происходит неприятная встреча с его бывшей пациенткой Терезой Рэндольф (Барбара О’Нил). Тереза была не только его пациенткой, но и любовницей.
Теперь она наблюдается у доктора Саттона, мужа Энн, и ей есть, что поведать новому психиатру и это становится угрозой его беспечному существованию. Вскоре Терезу находят задушенной, а рядом с телом Энн в состоянии транса, вероятно, от шока, как думает полиция.
На месте преступления появляется лейтенант Колтон (Чарльз Бикфорд), въедливый и мрачный, он совсем недавно потерял жену и, кажется, вместе с её уходом, желание кому-то сочувствовать. Энн арестована как главная подозреваемая в убийстве, она всё отрицает, говоря, что ничего не помнит, но улики против неё.
Если муж поначалу не верит ни одному слову полиции в том, что Энн и Корво любовники, то постепенно его уверенность улетучивается – жена ведёт себя агрессивно, всё отрицает, явно покрывает своего нового друга, набрасывается на него с обвинениями в равнодушии и непонимании. Поначалу её поведение представляется неадекватным – ведь молчала, всё скрывала, но потом, шаг за шагом, открылась удручающая картина показного счастья этой семьи.
Какой же это профессионал в психологии, если родной человек рядом мучается и страдает, а он, доктор, лечит души других и не замечает того, что творится прямо перед носом. Получается, что не встреть она подлеца Корво, не попади под его влияние, не будь арестована за убийство, то так бы продолжалось?
Пожалуй, только друг семьи и адвокат смог перестроить отношение Статтона к ситуации и взглянуть на неё другими глазами.
Лишь тогда недосягаемый Статтон просить лейтенанта Колтона помочь ему в расследовании и прижучить Корво в его непотопляемом алиби – за несколько часов до убийства он находился в операционной по удалению желчного пузыря и никак не мог покинуть клинику.
Не мог? Статтон сильно сомневается, что такой хитрый и изворотливый тип действительно был всё время привязан к своей палате.
Сцены с Корво самые впечатляющие – он меняет свою личину в духе вселенского злыдня доктора Мабузе. Хосе Феррер передаёт состояние своего героя на висцеральном уровне. Поразительная и страшная сцена самогипноза.
Вероятно, подкованные в науке психиатрии сразу поднимут на смех такой поворот истории, но я простой зритель и хочу получить впечатление, а не научный факт. Для получения научных фактов я смотрю совсем другие фильмы.
Мне также понравился лейтенант Колтон, расследующий это непростое преступление. Колтон – думающий человек, и он готов даже отступиться от своих консервативных методов во имя справедливости.
Несколько деревянным показался Статтон в исполнении Ричарда Конте. Его поклонники утверждают, что ему нечего было играть в «Водовороте». Хорошо, дам ему возможность отыграться и посмотрю с ним то, что советуют.
И, наконец, Джин Тирни в роли противоречивой Энн, жертвы обстоятельств. Не скажу, что я восхищаюсь её актёрскими способностями – видела её в пяти картинах – «Лора», «Там, где кончается тротуар», «На краю лезвия», «Призрак и миссис Мьюр» и сегодня «Водоворот». В принципе, она везде одинаковая.
Хочу посмотреть «Бог ей судья» — считается лучшей её работой. Сделаю свой вывод и поделюсь с вами.