Там, где кончается тротуар \ Where the Sidewalk Ends (1950) – реж. Отто Премингер

Ещё один замечательный фильм Отто Премингера в моём списке. Похоже, что мы с ним подружимся. В картине с многозначительным названием «Там, где кончается тротуар» играет Дэна Эндрюс и Джин Тирни, актёры из понравившегося мне фильма «Лора». Оба просто созданы, чтобы играть в нуаре, красивые, рельефные. Интригующий сюжет, динамично рассказана история, а романтическая линия истинное украшение этой картины. Всем, кто любит нуар, обязательно смотреть.
Марк Диксон (Дэна Эндрюс) крутой полицейский. Его методы работы с преступниками за гранью разумного. Диксон выбивает показания тут же на месте, его железные кулаки не знают пощады. Он и сам частенько получает по голове. Его хорошо знают мошенники всех мастей, и его угрозы не считаются пустыми. Диксона не любит начальство, он неуправляем и повышения в его карьерной лестнице не предвидится.

По контрасту работает его коллега Томас (Карл Молден) – всё по инструкции и никакой самодеятельности. А выбивать показания это только его прерогатива (что и происходит в дальнейшем при допросе одного из гангстеров). Естественно, эти два персонажа не терпят друг друга.

Однако даже со своим другом и напарником Полом Диксон не очень-то дружен, хотя они вместе пуд соли съели.

Капитан прочитал отдельную лекцию своему «любимцу» Диксону, предупредив его, что ещё одно нарушение устава, и он отправится патрулировать улицы. После такого угрожающего напутствия понятно, что с Диксоном произойдёт нечто из рук вон плохое.

Познакомив зрителя с раскладом сил внутри полицейского участка, нас тут же отправляют в компанию гангстеров, где глава банды Скализе (Гэри Меррил) и его приятели делают огромные ставки в казино в одной из секретных квартир.

В этой тусовке герой войны Пэйн (Крэйг Стивенс), пьяница, зарабатывающий деньги только в картёжных играх. Он упросил свою бывшую жену Морган появиться среди людей Скализе, чтобы подсадить на крючок гостя, богатого игрока.

Гость не только выиграл крупную сумму, но и превратился в труп. На место прибыла оперативная группа с Диксоном. Лейтенант Томас раздал всем задания, и Диксону предстояло увидеться с Пэйном, который покинул компанию следом за женой.

Встреча с Пэйном оборачивается полным кошмаром – пьяный герой войны набрасывается на детектива, тот бьёт в ответ. Пэйн падает бездыханным.

Убийство во время допроса! И это после предупреждений начальства!

Дэна Эндрюс замечательно передаёт всю гамму чувств Диксона – от недоумения до отчаяния.

Затем включается холодный рассудок, и он пытается скрыть убийство. Сцена очень напряжённая – в неё вклиниваются разные люди, но Диксон осуществляет задуманное – ему ни в коем случае нельзя объявиться с повинной. Что абсолютно ясно – он не расчётливый убийца, а переживающий человек. Тень мучения преследует его до самого финала картины.

Не знаю, как бы всё сложилось, не вмешайся сюда Морган, бывшая жена убитого. Детектива отправляют на квартиру Морган, и он встречается с её отцом, хорошим, добрым водителем такси (Том Талли). Знакомство с Морган перерастает в симпатию с первого взгляда, и Диксон с ужасом осознаёт, в какую историю он влип, ведь именно отец девушки приходил к Пэйну через несколько минут после его смерти. Сидя с телом Пэйна под лестницей, Диксон видел, как её отец требует, чтобы тот открыл ему дверь.

Диксон хватается за банду Скализе, чтобы перевести стрелки на гангстеров, но события разворачиваются с такой скоростью, что полностью выходят из-под его контроля, ему остаётся только их догонять. Его инстинкт выжить, во что бы то ни стало, вступил в полное противоречие с его желанием завоевать любовь девушки. И это произошло логично и убедительно. Эти двое словно всю жизнь друг друга ждали.

Дэна Эндрюс великолепен в роли мятежного копа, в его глазах читается израненная душа. Он шёл по жизни напролом, добиваясь признания в профессии, чтобы выйти из грязной тени отца и покончить с его прошлым. Встретив Морган, он впервые почувствовал желание жить.

Джин Тирни, как всегда, изумительна. Люблю её в «Лоре», «На краю лезвия» и «Призраке и миссис Мьюр». Собираюсь посмотреть с ней «Водоворот» Отто Премингера.

Кроме этих главных актёров хочу отметить замечательный второй план, без которого невозможно рассказать запоминающуюся историю. Каждый из этих актёров сумел нарисовать интересный живой образ. Здесь и вдова-старушка, сидящая у окна.

И сцена у напарника Пола, куда пришёл Диксон просить денег, чем поверг супругов в растерянность.

И хозяйка маленького кафе, где часто обедает Диксон.

И вся банда Скалези очень колоритная и живая.

И мои дифирамбы жанру нуар. Не устаю смотреть такие фильмы. Меня пленит атмосфера этих картин – резкий контраст чёрного и белого, как сочетание добра и зла в каждом из нас, как постоянное сражение света и тени. Чёткие силуэты людей, зданий, интерьеров – всё это часть нуарной эстетики, где нет места слезливым историям, где лишь изредка пробивается луч надежды, как в случае с Диксоном. После признания в непреднамеренном убийстве он получает свой шанс на счастье и, возможно, его блуждания во мраке закончатся, и он останется на тротуаре.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *